Народные костюмы Белгородского края

Ползикова Анна Алексеевна
Гагарина Анастасия Игоревна
воспитатели
Чертищева Марина Леонидовна
старший воспитатель
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
Г. Старый Оскол

Материал – участник Регионального очного практико-ориентированного семинара по познавательно-исследовательской деятельности в системе музейной педагогики «Путешествуем по всему миру» В рамках Всероссийского образовательного проекта «Вся страна – огромный дом»

НАЗВАНИЕ – Народные костюмы Белгородского края
СЕКЦИЯ – 1. Формы, методы и приемы, технологии работы в мини-музее в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

 

ФГОС дошкольного образования ставит перед воспитателями задачу осуществлять образовательную деятельность в детском саду на основе деятельного подхода, приобщать дошкольников к истории и мини-музей может стать одной из активных форм образовательной деятельности.

Что такое «Мини-музей»

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы и называем его «мини-музеем».

Рекламное сообщение  

Важная особенность  элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они шьют костюмы, приносят из дома куклы.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Формы работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные:

  1. Познавательные беседы
  2. Викторины
  3. Образовательная деятельность с элементами игры
  4. дидактические игры

В нашем детском саду есть такой мини-музей «Народных костюмов Белгородского края».

Целью нашего мини-музея является формирование познавательного интереса дошкольников к богатому наследию нашего края через знакомство с народными костюмами Белгородской области.

Задачи мини-музея предусматривают формирование основ национального самосознания и любви к своему краю, формированию у дошкольников представление о музеях, знакомство с народными костюмами Белгородской области, способствованию воспитания у детей основ музейной культуры и расширить кругозор дошкольников.

Принципами музея являются наглядность и доступность.

Экскурсионная работа с детьми позволяет выявить творческие способности детей; расширить представлений о содержании музейной культуры.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и правильной организации не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Создание мини-музеев дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, разнообразить развивающую предметно-пространственную среду новыми формами работы с детьми и их родителями.

Музей, созданный в детском саду воспитателями, детьми и родителями помогает узнать культурное значение вещей и их рукотворность. Интерактивность музейной работы, при которой дети могут трогать, рассматривать экспонаты, способствует повышению познавательной инициативы у дошкольников.

Литература:

  1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. – № 2. – С. 32-37.
  2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. – N11. – С. 24-29
  3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь