Чоловская Светлана Витальевна
воспитатель
Грицай Ольга Борисовна
учитель-логопед
МБОУ СОШ 20 дошкольное отделение “Бусинка”
г. Химки Московская область
Цель: в занимательной игровой форме закрепить и обобщить полученные знания.
Задачи:
Образовательные: в интересной и увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам: порядковый счёт, антонимы, синонимы, состав предложения, состав описательного рассказа.
Коррекционно-развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать произвольное внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Приёмы: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика, работа по развитию зрительного восприятия и памяти.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, карта сокровищ, корабль, штурвал, сундук с сокровищами, картинки с морскими обитателями, мешочек с фруктами, бусы на каждого ребёнка, подушечки-коврики, футляры от киндер- сюрпризов, схемы слов, лодка, мягкая игрушка акула, аудиозапись музыки.
Предварительная работа: разучить с детьми физминутку, провести беседы о рифах и морских обитателях.
Ход занятия:
Дети парами с воспитателем заходят в музыкальный зал.
Воспитатель: дети давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и будете вспоминать наш детский сад, своих друзей, наши игры, занятия, праздники, прогулки. А сегодня мы с вами отправимся в путешествие на корабле. В этом путешествии мы с вами проверим свои знания, умения, ловкость, то есть вашу готовность к школе. Вы готовы?
Воспитатель: Сегодня я ваш капитан, занимайте места на корабле.
Капитан: Поднять якорь!
Капитан: Расправили ручки – изображаем волны, шум волны «ш-ш-ш» … Поплыли! Ш-ш-ш… (музыка)
Дети: ш-ш-ш…
Капитан: О, ребята за бортом бутылка – это морская почта. А в бутылке пиратская карта сокровищ (капитан достаёт карту и читает). Надо собрать все подсказки, чтобы найти сокровище!
Капитан: Вы готовы отправиться в опасный путь за настоящими сокровищами?
Дети: Да
Капитан: Полный вперёд!
Дети: ш-ш-ш…
Воспитатель: О, а вот и первый остров на карте «Математический»
Первое задание «Найди место в ряду».
Капитан: Здесь все цифры перепутались и вам нужно навести порядок в числовом ряду (работа с цифрами от 1 до 20).
Капитан: Дети правильно, молодцы! Садитесь на свои места.
Капитан: О здесь ещё интересные задачки, попробуем их решить?
- У чайки два крыла. Сколько крыльев у двух чаек? (4.)
- Пять рыбок в догонялки играли в морской глубине, одна зарылась в песке. Сколько их теперь играет? (4.)
- Кок из трюма достал апельсины, чтобы сварить нам компот. Пять сладких, три зелёных. Сколько штук положил он в компот? (8.)
Капитан: А вот и первая подсказка – ракушка! Молодцы ребята, и мы с вами плывём дальше, полный вперёд!
Капитан: О, смотрите впереди рифы, чтобы нам их пройти, надо вспомнить слова с противоположным значением!
Словесная игра: «Скажи наоборот»
- Грязный – чистый;
- Спереди – сзади;
- Злой – добрый;
- Толстый – худой;
- Близко – далеко;
- Мокрый – сухой;
- Медленный – быстрый
- Широкий – узкий;
- Глубоко – мелко;
- Жарко – холодно;
Капитан: А теперь назовите слова близкие по значению.
- Быстрый – скорый;
- Остров – суша, земля;
- Лодка – корабль, катер;
- Смелый – храбрый;
- Сырой – мокрый;
- Буря – ураган;
- Поездка – путешествие;
Второе задание.
Капитан: Продолжаем наше путешествие (крутануть штурвал). И мы проплываем второй остров «Предложений» (составляют с помощью картинок предложения).
Пример ответов: В море плавают рыбки. По морю плывёт корабль. В море много морских обитателей. На морском дне растут цветные кораллы. На морском дне живут загадочные рыбы. На морском дне растут водоросли.
Капитан: Молодцы! А вот и вторая подсказка, ракушка!
Капитан: Наши глаза устали смотреть вдаль, нам нужно выполнить разминку для глаз.
Капитан: Ребята, встаньте и посмотрите на горизонт, не поворачивая головы, посмотрите на остров справа, посмотрите на остров слева.
А сейчас глазки вверх и посмотрите на белые облака.
На небе всходит солнце.
Оно встаёт на востоке, (влево глаза)
движется через все небо (направо глаза)
и садится на западе
А теперь мы увидели чайку. (Поставьте пальчик перед собой).
Она-то приближается, то удаляется от нас.
Посмотрим в свои бинокли? (Кулачки сжали) и что мы видим впереди!?
(появляется под музыку пират с лодкой за спиной и акулой)
Капитан: Ой, кто это?
Дети: Пират.
Пират (учитель-логопед, тащит лодку): А вы кто?
Капитан: Я капитан, а это моя команда, дети, которые скоро станут школьниками
Пират: Это мы ещё сейчас проверим!
В морях и океанах множество растений, животных и рыб. Вот акула, кит, дельфин, касатка, медуза, кит, черепаха, осьминог (картинки на доске).
Третье задание «Исправь ошибку, скажи словосочетания»
Капитан: В океане живут разные обитатели.
Пират: Да я знаю, злой акула.
Капитан: ребята как правильно сказать?
Дети: злая акула
Пират: весёлое дельфин.
Дети: весёлый дельфин
Пират: медленный черепаха
Дети: медленная черепаха.
Пират: синее кит.
Дети: синий кит.
Игра «Кого не стало». (картинки на интерактивной доске)
Запоминаем шесть картинок, я прячу одну, а вы говорите, кого не стало (дельфин, медуза, кит, осьминог, дельфин, звезда)
Пират: Вот вам третья подсказка! Ракушка!
Четвёртое задание «Рыбалка»
Соотнести картинки к схемам слов, в которых проставлены только некоторые буквы. Слова: Звезда, рыба, осьминог, дельфин, акула, краб, кит, медуза, черепаха, ракушка.
Пират: Молодцы, а вот и четвертая подсказка! Ракушка! Плывём дальше. Ш-ш-ш-ш
Пятое задание. Остров «Чистоговорок»
Пират: Ну, если вы все знаете, тогда повторите «Морские чистоговорки», спускайтесь в трюм (садятся на маленькие подушечки на полу).
– Но сначала сделаем зарядка для язычка!
Артикуляционная гимнастика: «Худышка-толстушка», «Заборчик», «Дудочка», «Лошадка» «Грибок».
Чистоговорки:
- Попадёшь в пиратский трюм, сразу станешь ты угрюм.
- Краб живёт на дне морском. Море крабу лучший дом.
- Морская волна сильна и вольна.
Физминутка
Море очень широко, (Дети разводят руки в сторону- широко.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Покружились и в медуз мы превратились.
Мы красивые медузы выложим из бус сейчас.
Выкладывание бусами медуз.
Игра «Чудесный мешочек»
Пират: Пора перекусить! (Достаёт из-под «пальмы» мешочек с фруктами) Угадайте на ощупь что это, достань и опиши.
Дети: Это фрукт – круглой формы, жёлтого цвета, сладкий на вкус. (яблоко, груша, банан, лимон, апельсин)
Пират: Молодцы! Вот вам и пятая подсказка!
Капитан: Ну, вот мы с вами собрали все подсказки, ракушки! Сколько их?
Капитан: Что нам дальше делать?
Пират: На берегу в камнях ищите подсказки с цифрами 1,2,3,4,5!
Дети отыскивают камни с цифрами 1;2;3;4;5, внутри камня (киндер – сюрприз) лежит картинка. Дети открывают картинку. На какую букву начинается картинка, та буква лежит на столе, и дети выкладывают на полу слово. Дети отгадывают ребус. Слово ШКОЛА.
Пират: Молодцы, ребята! Все у вас получилось! А теперь займите свои места на корабле.
Пират: Дети, вы готовы идти в школу? Что вы умеете делать?
Дети: Мы умеем писать, читать, считать, составлять предложения, произносить правильно звуки.
Капитан: Да, ребята, мы с вами считали до 20, задачи решали, составляли и называли предложения, произносили правильные звуки, проговаривали чистоговорки и решили ребус.
Пират: Тогда будущим школьникам я открою настоящий пиратский сундук. (открывает сундук). Ребята, вы очень хорошо отвечали и выполняли задания, на дне большого сундука для вас сладкий сюрприз (раздаёт шоколадные монетки).
Пират: Йо-хо, до свидания.
Капитан:
– Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вы нашли настоящее сокровище, но это не пиратские монеты, а ваши знания и дружба, вот настоящее сокровище! Нам пора возвращаться на корабль. Можно занять места на корабле и поднять якорь. Расправили ручки – изображаем волны, шум волны «ш-ш-ш». Возвращаемся!
Дети: ш-ш-ш
Воспитатель: Вот и детский сад! Спустить якорь. Вы были сегодня молодцы, всем большое спасибо.