Беликова Юлия Григорьевна
Мирошник Надежда Николаевна
Сенюкова Оксана Николаевна
воспитатели
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 13
Алексеевского городского округа
Белгородской области
Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель: формирование начальных представлений финансовой грамотности дошкольников.
Задачи:
Обучающие:
- дать представление о денежной единице;
- рассказать, что деньги – универсальное средство обмена (деньги – товар – товар – деньги);
- обучить детей безопасному обращению с деньгами.
Развивающие:
- развивать интерес к истории появления денег;
- развивать воображение, память, речь, мышление, художественное творчество.
Воспитывающие:
- трудолюбие;
- бережное отношение к деньгам;
- уважительное отношение к труду взрослых.
Предварительная работа:
- беседы с детьми о том, что такое семейный бюджет, доходы, расходы?
- что такое профессия?
- что такое банк? В чём заключается его работа?
- сюжетно-ролевая игра «Магазин»;
- подготовка атрибутов к игре «Профессии».
Материалы: картинки с изображение различных видов денег; игрушечные деньги; презентация «Профессии»; атрибуты к играм «Профессии» (набор парикмахера, листы бумага А4, цветные карандаши, конструктор «Лего», пластилин.
Методы и приёмы:
- Организационный момент;
- Сюрпризный момент;
- Наглядные;
- Словесный;
- Практический;
- Похвала;
- Поощрение (деньги)
Предполагаемые результаты:
1 этап: дети получают знания от «Знайки» из истории возникновения денег;
2 этап: дети закрепляют полученные знания в области финансов, зарабатывают деньги;
3 этап: дети распоряжаются заработанными средствами (тратят или кладут в банк)
Ход:
1 этап: «Информационная тропа»
Сюрпризный момент:
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
На вопросы отвечаем,
Ни минутки не теряем.
В группу входит «Знайка»: – Здравствуйте! Я правильно пришёл? Это логопедическая группа «А»?
Дети: Да.
Знайка: Мне на почту пришло от вас письмо с просьбой рассказать вам о том, что такое деньги и как они появились. Вы писали мне такое письмо?
Дети: Да.
Знайка: – Тогда слушайте внимательно и запоминайте!
Древние люди просто обменивали товар на товар: кто-то рыбачил, кто-то выращивал пшеницу, поэтому люди обменивались своими товарами. Но это было неудобно. Тогда они стали думать, как сделать это проще и удобнее. И придумали средство для обмена. Сначала расплачивались камешками, потом ракушками, позже появились металлические деньги – их изготавливали из различных металлов. И были они разной формы: квадратные, прямоугольные. Потом появились круглые деньги – монеты, но они были очень большие, тяжёлые и занимали много места. Со временем их заменили на другие – круглые, маленькие монетки. И, наконец, человек придумал бумажные деньги. Первые бумажные деньги появились в Китае. Их называют банкноты или купюры. Современные бумажные деньги выглядят совсем по-другому, в отличие от первых.
Деньги можно получить за какой-либо труд.
Ребята, кто из взрослых в вашей семье работает? Что они получают за свой труд? (Ответы детей)
Всё, что хочется можно купить за деньги? (Ответы детей)
Верно, нет, не всё, что хотим, а только то, что можем себе позволить.
Как вы думаете, всё ли в жизни можно купить за деньги? (Ответы детей)
Правильно, не всё в жизни покупается и продаётся. Нельзя купить здоровье, ум, уважение и т.д.
2 этап: «Тропа доходов»
Ребята, хотите попробовать заработать деньги своим трудом? (Ответы детей)
Я предлагаю выбрать себе профессию, кем вы хотите сегодня быть?
Наша группа разделена на несколько профессиональных зон: парикмахер, строитель, кондитер, художник, водитель, библиотекарь. (Дети выбираю себе вид деятельности)
Выбрав профессию парикмахера, ребёнок делает причёску; строитель – сооружает постройку; кондитер – делает из пластилина кондитерские изделия; художник – рисует цветными карандашами картину; водитель – перевозит грузы; библиотекарь – выдаёт книги (за выполненную работу ребёнок получает игрушечные деньги).
Знайка: Молодцы, ребята! Вы оказались очень трудолюбивые и заработали свои первые деньги (хоть и не настоящие). Но, я вам хочу сказать, что деньги можно заработать не только своим трудом, но и умом! И предлагаю это сделать, ответив на мои вопросы. За каждый правильный ответ вы получите деньги.
- Первый метод обмена, что, на что меняли? (товар на товар)
- Как обмен сделали удобнее? (камешки, ракушки)
- Какой формы были первые металлические деньги? (квадратной и прямоугольной)
- Где появились первые бумажные деньги? (в Китае)
- Как называют бумажные деньги? (банкнота или купюра)
- Как называются металлические деньги? (монеты)
- Зачем люди ходят на работу? (заработать деньги)
- Для чего нужны деньги? (для оплаты чего – либо)
- Что такое профессия? (работа человека, которой надо обучиться)
- Что такое зарплата? (деньги, которые получают за выполненную работу)
- Что такое семейный бюджет? (все деньги, которые получают члены семьи)
- Когда мы получаем деньги, как это называется (доход)
- А когда тратим? (расход)
Знайка: Молодцы, ребята! Вот теперь вы попробовали заработать деньги своим умом.
Физкультминутка:
Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, маршировать)
Йогурт, молоко, кефир,
Ряженка, сметана, сыр, (соединять пальчики левой и правой руки поочерёдно, начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)
Чай, конфеты, шоколад, (приседать)
Яблоки и виноград. (запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)
Детский мячик в магазине (прыгать)
Продают в большой корзине. (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)
Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).
3 этап: «Тропа расходов и вложений»
Знайка: А теперь, предлагаю вам свои заработанные деньги потратить на развлечения или покупку чего – либо. А можно деньги сразу не тратить, а положить их в банк для накопления. (выбор детей)
- Дети, которые выбрали покупки – идут в магазин (сюжетно-ролевая игра «Магазин»);
- Развлечение – детям предлагается на выбор несколько игр;
- Кто хочет сохранить заработанные деньги – несут их в «банк».
Знайка: Молодцы, ребята! Вы научились зарабатывать деньги трудом, умом и даже их тратить. А сейчас пришла пора прощаться. Будут вопросы, пишите, жду ваших писем. С удовольствием вам помогу. До новых встреч!