ФИНАНСОВЫЕ ТРОПЫ

НОД для детей шестого года жизни

Беликова Юлия Григорьевна
Мирошник Надежда Николаевна
Сенюкова Оксана Николаевна
воспитатели
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 13
Алексеевского городского округа
Белгородской области

Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания
ИЮНЬ – 2023

Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Цель: формирование начальных представлений финансовой грамотности дошкольников.

Задачи:

Обучающие:

  • дать представление о денежной единице;
  • рассказать, что деньги – универсальное средство обмена (деньги – товар – товар – деньги);
  • обучить детей безопасному обращению с деньгами.

Развивающие:

  • развивать интерес к истории появления денег;
  • развивать воображение, память, речь, мышление, художественное творчество.
Рекламное сообщение     

Воспитывающие:

  • трудолюбие;
  • бережное отношение к деньгам;
  • уважительное отношение к труду взрослых.

Предварительная работа:

  • беседы с детьми о том, что такое семейный бюджет, доходы, расходы?
  • что такое профессия?
  • что такое банк? В чём заключается его работа?
  • сюжетно-ролевая игра «Магазин»;
  • подготовка атрибутов к игре «Профессии».

Материалы: картинки с изображение различных видов денег; игрушечные деньги; презентация «Профессии»; атрибуты к играм «Профессии» (набор парикмахера, листы бумага А4, цветные карандаши, конструктор «Лего», пластилин.

Методы и приёмы:

  • Организационный момент;
  • Сюрпризный момент;
  • Наглядные;
  • Словесный;
  • Практический;
  • Похвала;
  • Поощрение (деньги)

Предполагаемые результаты:

1 этап: дети получают знания от «Знайки» из истории возникновения денег;

2 этап: дети закрепляют полученные знания в области финансов, зарабатывают деньги;

3 этап: дети распоряжаются заработанными средствами (тратят или кладут в банк)

Ход:

1 этап: «Информационная тропа»

Сюрпризный момент:

Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
На вопросы отвечаем,
Ни минутки не теряем.

В группу входит «Знайка»: – Здравствуйте! Я правильно пришёл? Это логопедическая группа «А»?

Дети: Да.

Знайка: Мне на почту пришло от вас письмо с просьбой рассказать вам о том, что такое деньги и как они появились. Вы писали мне такое письмо?

Дети: Да.

Знайка: – Тогда слушайте внимательно и запоминайте!

Древние люди просто обменивали товар на товар: кто-то рыбачил, кто-то выращивал пшеницу, поэтому люди обменивались своими товарами. Но это было неудобно. Тогда они стали думать, как сделать это проще и удобнее. И придумали средство для обмена. Сначала расплачивались камешками, потом ракушками, позже появились металлические деньги – их изготавливали из различных металлов. И были они разной формы: квадратные, прямоугольные. Потом появились круглые деньги – монеты, но они были очень большие, тяжёлые и занимали много места. Со временем их заменили на другие – круглые, маленькие монетки. И, наконец, человек придумал бумажные деньги. Первые бумажные деньги появились в Китае. Их называют банкноты или купюры. Современные бумажные деньги выглядят совсем по-другому, в отличие от первых.

Деньги можно получить за какой-либо труд.
Ребята, кто из взрослых в вашей семье работает? Что они получают за свой труд? (Ответы детей)
Всё, что хочется можно купить за деньги? (Ответы детей)
Верно, нет, не всё, что хотим, а только то, что можем себе позволить.
Как вы думаете, всё ли в жизни можно купить за деньги? (Ответы детей)
Правильно, не всё в жизни покупается и продаётся. Нельзя купить здоровье, ум, уважение и т.д.

2 этап: «Тропа доходов»

Ребята, хотите попробовать заработать деньги своим трудом? (Ответы детей)
Я предлагаю выбрать себе профессию, кем вы хотите сегодня быть?

Наша группа разделена на несколько профессиональных зон: парикмахер, строитель, кондитер, художник, водитель, библиотекарь. (Дети выбираю себе вид деятельности)

Выбрав профессию парикмахера, ребёнок делает причёску; строитель – сооружает постройку; кондитер – делает из пластилина кондитерские изделия; художник – рисует цветными карандашами картину; водитель – перевозит грузы; библиотекарь – выдаёт книги (за выполненную работу ребёнок получает игрушечные деньги).

Знайка: Молодцы, ребята! Вы оказались очень трудолюбивые и заработали свои первые деньги (хоть и не настоящие). Но, я вам хочу сказать, что деньги можно заработать не только своим трудом, но и умом! И предлагаю это сделать, ответив на мои вопросы. За каждый правильный ответ вы получите деньги.

  1. Первый метод обмена, что, на что меняли? (товар на товар)
  2. Как обмен сделали удобнее? (камешки, ракушки)
  3. Какой формы были первые металлические деньги? (квадратной и прямоугольной)
  4. Где появились первые бумажные деньги? (в Китае)
  5. Как называют бумажные деньги? (банкнота или купюра)
  6. Как называются металлические деньги? (монеты)
  7. Зачем люди ходят на работу? (заработать деньги)
  8. Для чего нужны деньги? (для оплаты чего – либо)
  9. Что такое профессия? (работа человека, которой надо обучиться)
  10. Что такое зарплата? (деньги, которые получают за выполненную работу)
  11. Что такое семейный бюджет? (все деньги, которые получают члены семьи)
  12. Когда мы получаем деньги, как это называется (доход)
  13. А когда тратим? (расход)

Знайка: Молодцы, ребята! Вот теперь вы попробовали заработать деньги своим умом.

Физкультминутка:

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, маршировать)
Йогурт, молоко, кефир,
Ряженка, сметана, сыр, (соединять пальчики левой и правой руки поочерёдно, начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)
Чай, конфеты, шоколад, (приседать)
Яблоки и виноград. (запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)
Детский мячик в магазине (прыгать)
Продают в большой корзине. (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)
Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

3 этап: «Тропа расходов и вложений»

Знайка: А теперь, предлагаю вам свои заработанные деньги потратить на развлечения или покупку чего – либо. А можно деньги сразу не тратить, а положить их в банк для накопления. (выбор детей)

  • Дети, которые выбрали покупки – идут в магазин (сюжетно-ролевая игра «Магазин»);
  • Развлечение – детям предлагается на выбор несколько игр;
  • Кто хочет сохранить заработанные деньги – несут их в «банк».

Знайка: Молодцы, ребята! Вы научились зарабатывать деньги трудом, умом и даже их тратить. А сейчас пришла пора прощаться. Будут вопросы, пишите, жду ваших писем. С удовольствием вам помогу. До новых встреч!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь