Младший дошкольный возраст. Формирование интереса и любви к художественной литературе.

0
235

Боровенская Анна Викторовна
Файзуллина Ольга Петровна
воспитатели
МБДОУ детский сад № 20 «Калинка»
Старооскольского городского округа

 

     

        Развитие речи детей 3-4 лет идет интенсивно. Речь становится основным средством общения малышей со взрослыми и со сверстниками. Идет формирование активного словарного запаса, самостоятельно составляет как простые, так и сложные предложения. Совершенствуется звуковой стой речи. Она становится грамматически более правильной, более выразительной интонационно. К концу четвертого года ребенок может составить простейший рассказ, пересказать короткий знакомый, неоднократно слышанный текст, запомнить и повторить прослушанное несколько раз стихотворение [3].

       Задача педагога на данном этапе состоит в том, что необходимо формировать интерес и любовь к художественным произведениям. Для этого необходимо подобрать для детей младшего дошкольного возраста художественные произведения и произведения малых фольклорных форм (пестушки, потешки, заклички, считалки, пословицы и поговорки), которые будут понятны, интересны, не большие по объёму сказки и рассказы. Такие произведения вызывают у детей заинтересованность, желание запомнить и проговорить потешку, рассмотреть иллюстрацию в книжке или рассказать сказку.

       Одно из главных действующих лиц поэзии малых форм – ребенок. Однако в детском фольклоре немало песен и стихов, посвященных животным. Курочка, петушок, собачка, кошечка знакомы малышам не только по игрушкам, картинкам, но они могли видеть их и живыми. Ребенок, который не раз видел живого котенка или даже играл с ним, гладил, кормил, воспринимает стихи о нем легко. Сопровождать чтение стихотворения лучше с показом игрушечного котёнка, тогда после нескольких повторений дети смогут самостоятельно произнести запомнившиеся строчки, а потом и весь текст [2].

Рекламное сообщение

       Повышать интерес к художественной литературе мне помогают разнообразные формы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста такие, как:

  • Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Для выразительного чтения вслух рекомендуются русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Снегурочка и лиса», «Коза-дериза» и др. Во всех этих сказках используется приём «цепного» развития действий: сходные эпизоды, повторяющиеся реплики. Это сосредотачивает внимание детей, помогает пониманию и запоминанию.
  • Иллюстративный комментарий при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского.
  • Игры драматизации позволяют инсценировать полюбившиеся детям произведения, имитировать животных, людей и литературных персонажей, переживать наиболее понравившиеся моменты произведений. В нашей группе создан театрализованный уголок, где представлены различные виды театров. Дети с большим удовольствием принимают активное участие в подготовке и проведению такого рода игр. Все это позволяет развивать речевую активность, обогащать словарный запас детей; развивать у детей эмоциональную отзывчивость, любознательность; способствует формированию интереса к книгам и произведениям устного народного творчества.
  • Беседы после чтения помогают ребёнку ясно выражать свои мысли в слове, развивать умение слушать собеседника. Беседа имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи.
  • Моделирование при заучивании стихотворений, потешек, считалок, скороговорок и чистоговорок, позволяет сохранить интерес к данному виду работы и снизить утомляемость, облегчить и ускорить процесс запоминания текста. В работе с детьми используются мнемодорожки с изображенными рисунками-символами или ассоциациями, которые могут возникнуть при заучивании стихотворения, а также иллюстрации к сказкам, которые выстраиваются в хронологическом порядке и используются как наглядная модель . Надо помнить, что, подбирая для работы картинки и иллюстрации, необходимо учитывать следующие требования: – картинки и иллюстрации должны быть яркими и красочными, максимально реалистично изображать персонажей.

       Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет книжный уголок. В группе отведено специальное место для организации книжного уголка, где ребенок может видеть книгу не только в руках педагога, но и сам может взять понравившуюся книгу, спокойно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга — это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников — И. Билибина, Ю. Васнецова, В.Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других. В младшей группе ребенок впервые учится самостоятельно общаться с книгой: знакомится с книжным уголком, его устройством и значением; учится рассматривать книгу, соблюдая установленные правила (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место).

       В книжном уголке представлены разнообразные по своему оформлению, по величине, по содержанию книги и иллюстрации в соответствии с возрастными особенностями детей.

       Меняющиеся по тематическим темам в «уголке» книги, иллюстрации и альбомы позволяют детям младшего дошкольного возраста окунуться в мир природы и растений, лучше понять его тайны и закономерности.

       В мир животных и птиц, где благодаря рисункам Е. Чарушина к сказке В. Бианки «Первая охота», дети наглядно убеждаются в мудром устройстве жизни на земле: птицы умеют ловко защититься от врага, спрятаться, дать отпор: удод превращается в пестрый лоскут; вертишейка вытягивается и шипит как змея; выпь раскачивается, сливаясь с болотной травой.

       В сказочный мир добра и зла, знакомиться с весёлыми и шуточными рассказами для детей, а также с рассказы и стихи об истории нашей родины и др.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь