Грязева Татьяна Владимировна
воспитатель
МБОУ ЦО №32 им. генерала И.В. Болдина
Материал принят к публикации в печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2020 г.
МИР ВОКРУГ ПТИЦЫ
Цели занятия:
– изучить и расширить знания детей о птицах;
– познакомить детей с перелетными и зимующими птицами;
– научить отличать птиц от других животных;
– познакомить детей со строением птицы;
– активизировать речевую деятельность детей;
– развить образное мышление;
– воспитывать заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа:
– рассматривание иллюстрации с птицами;
– наблюдение за птицами на прогулке;
– пальчиковая, артикуляционная гимнастика;
– чтение художественной литературы о птицах;
– изготовление модели птицы методом геометрической аппликации.
Оборудование:
– демонстрационный материал «Птицы»;
– схемы сравнения птиц с другими животными;
– заготовки из цветного картона и цветной бумаги, клей;
– кормушки и различный корм для птиц.
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый день, ребята! Наступила «золотая» осень. Скажите, что изменилось в природе?
Дети: (перечисляют признаки осени).
Воспитатель: почему стало мало птиц?
Дети: они улетели в тёплые края.
Воспитатель: ребята, в чём отличие птиц от других насекомых?
Дети: (отвечают, опираясь на модели – схемы).
Воспитатель: каких птиц вы знаете?
Дети: (перечисляют птиц).
Воспитатель: куда улетают птицы осенью?
Дети: на юг.
Воспитатель: как называются птицы, которые улетели на юг?
Дети: перелетные птицы.
Воспитатель: каких вы знаете перелетных птиц?
Дети: перечисляют перелетных птиц.
Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении (личного сочинения):
Пусть летят перелетные птицы!
Стало холодно здесь и темно,
Пусть летят перелетные птицы!
Ведь другим летать не дано,
Обещают они возвратиться,
В светлый день, когда будет тепло!
Воспитатель: дети о каких птицах говорится в стихотворении?
Дети: о перелетных!
Воспитатель: давайте рассмотрим картинки с птицами, найдём на них чижа, ласточку, скворца. Эти птицы улетают первыми. Посмотрите на картинке которые остались, это зимующие птицы: воробей, голубь, дятел.
Ребята, а сейчас мы с вами поиграем:
Прилетаете птички! (зовущие движения правой рукой, а потом левой)
Сало дам синичке, (режущие движения одной ладони об другую)
Приготовлю крошки, (щепоткой пальцы и «крошим»)
Хлебушка немножко.
Это крошки голубями (вытягиваем правую руку с открытой ладонью)
Это крошки воробьям (вытягиваем левую руку с открытой ладонью)
Галки да вороны (трем ладонь о ладонь «катая» из хлеба макароны)
Ешьте макароны!
Воспитатель: молодцы ребята! А теперь скажите почему осень и зима самое трудное время для птиц?
Дети: высказываются.
Воспитатель: чем и как мы с вами можем им помочь?
Дети: высказываются.
Воспитатель: что можно использовать в качестве корма для птиц?
Дети: высказываются.
Воспитатель: действительно, осень и зима самое трудное время для птиц, особенно если холодно и много снега, в таких условиях птичками трудно найти корм. Поэтому мы должны проявить к птицам заботу: построить кормушки и подкармливать птиц! И главное не забывать приносить птичками корм.
Воспитатель: ребята, а теперь давайте приступим к созданию аппликации: «Птичка из геометрических фигур». У каждого из вас на столе есть геометрические фигуры. Рассмотрите их внимательно и скажите из каких фигур будет состоять наша птичка?
Дети: треугольник, круг, овал.
Воспитатель: ребята берем большой овал- туловище нашей птицы, и клеем его на наш листик, затем берем маленький овал- крыло, клеем на большой овал. Теперь берем большой круг- голова, клеем близко к большому овалу. Молодцы! У нас осталось три треугольника: маленький треугольник-клюв, клеем к голове. Большой треугольник- хвост и ноги. Вот и готова наша птичка ребята.
По пути домой родители обсуждают и ещё раз рассматривают птиц с детьми для закрепления материала.