МИНИ-МУЗЕЙ В ДОУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0
1641

Кунашкова Екатерина Александровна,
Агаркова Ирина Николаевна,
Бушуева Ольга Михайловна,
воспитатели
МБДОУ ДС № 61 «Семицветик»
г. Старый Оскол

 

Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»

СЕКЦИЯ, направление работы –  “Осуществление воспитательной работы на основе народной культуры. Влияние русских народных праздников на развитие личности ребёнка-дошкольника”

 

Из глубины веков все народы в воспитании определяли основную цель – сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению житейского, трудового, духовного, опыта, накопленного предками.

Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей.

материалы в печатный сборник 

И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Успех, приобщение дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.

На сегодняшний день создание  мини – музея в ДОУ, является одним из средств развития интереса к народной культуре и традициям детей дошкольного возраста.

Создание музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают, что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.

Целью создания мини-музея является обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

Работа над обучением детей музейному восприятию мира начинается  с младших дошкольников и продолжается до старшей  возрастной группы. Только народная культура сможет передать подрастающему поколению самобытность своего народа.

Причиной создания мини-музея «Русская сторонка» в нашей группе  стало то, что народные игрушки как-то незаметно исчезли из жизни наших детей, в основном ребята играют с персонажами иностранных кукол и мультфильмов.

Приобщение детей к народным игрушкам проходит путём показа образцов народных промыслов России в самом мини – музее, а продолжением работы уже в группе служат и  рассматривание тематических альбомов, слайдов. Рассматривая их, дети смогут ощутить мастерство и вкус людей, их изготовивших.

Для детей младшего дошкольного возраста (я начинала работать со 2 младшей группы), конечно же, главной деятельностью является игровая деятельность. В данном случае мы говорим о народной игре. Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью.

 И вот именно такие игры помогли нам смоделировать в мини-музее различные развивающие ситуации («Как играли с волчком?», «Курочки с зернышками», «Народные гуляния» и др.). Дети не только смотрят на игрушки через стекло витрин, но имеют возможность обыграть их.

Дети любят веселые считалки, потешки, пестушки сопровождаю­щие игры. Игровые действия с экспонатами помогают приобрести детям и свой собственный опыт. Затрагиваемые психические процессы (воображения, мышления, речи, сенсорика способствуют более углубленному освоению истории и культуры своего народа).

Игра всегда была естественным спут­ником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обла­дающим великой воспитательной силой.

Яркое впечатление дети получают от матрёшек, которые разной расцветки, разного размера и их много-много друг в друге. И здесь игра сопровождается народным фольклором.

Обряды, отображающие нравственные устои народа, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т. д. Используемый и выученный детьми народный фольклор мы будем использовать ещё и на фольклорных праздниках, утренниках, развлечениях связанных с народными праздниками.

Рядом с мини-музеем у нас расположена наша «Творческая мастерская», где мы имеем возможность продолжить знакомство и с дымковскими игрушками и разновидностями матрешек. Дети имеют возможность стать настоявшими мастерами по изготовлению игрушек: из готовых форм и схем дети создают свою матрешку или лошадку.

В средней группе мы продолжили работу: расширяем представление о народной игрушке. В нашем мини – музее организована выставка декоративно – прикладного творчества, где систематически меняются композиции по равным видам росписи: хохоломская роспись, городецкая роспись, гжель и др. Но мы не просто можем, посмотреть, но и попробовать смастерить (слепить). И снова наша мастерская рядом.  Мы привлекаем детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Дети сами рисуют росписи на народных игрушках.   Дети узнают, что росписи могут быть не только на игрушках, но и на предметах быта. Продолжаем активно знакомить детей с устным народным творчеством, подходящим под их возраст.

В старшей группе мы знакомимся с еще несколькими видами, народного декоративно-прикладного искусства. Расширять представления о народных игрушках (матрешки-городецкая, Богородская; бирюльки). Рассказать ребятам о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды.

В мини – музее мы знакомим детей с народными праздниками. Для этого мы знакомим детей с народными куклами в народных костюмах, где есть отражение особенностей народных праздником. Например, весна, Пасха.… И здесь уместно использовать с детьми обрядовые песни.  Обрядовые песни они описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желае­мое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры. Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму.

Познакомить детей с русской избой и строениями, их внутренним убранством, в предметах быта позволят макет, который представлен в музее. Дети имеют возможность самим прикоснуться в историю.

В подготовительной группе, мы планируем продолжать расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь