Кокшарова Ольга Анатольевна
Травкина Оксана Витальевна
Гончарова Елена Анатольевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 62 «Золотой улей»
Старооскольского городского округа
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования сказано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей, сохранение его уникальности и самобытности.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Чрезвычайная занятость родителей, изолированность ребёнка в семье, разрыв поколений и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях и наша задача не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления пренебрежения и недоброжелательности. Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим» – животным».
На современном этапе одним из направлений развития и образования детей является социально – коммуникативное развитие, которое направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; становление самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Милосердие или волонтерство? Сами слова говорят сами за себя – иметь доброе, милое сердце. Волонтерство начинается с идеи помогать кому-либо, желания или необходимости сделать так же, как у кого-то и осознания того, что ты сегодня нужен. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого. Волонтёрское движение – гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему. Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности дошкольника
В нашем детском саду понятие «волонтерство» используется недавно, но традиция помогать ближним существует уже много лет. Волонтеры нашего детского сада участвуют в различных акциях, на языке детей все это означает «помогать другим» и «делать добрые дела». В детском саду используется технология «волонтерское движение», предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Дети подготовительных и старших групп учат малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать, ощущая себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», возникает желание и стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, у них повышается самооценка, уверенность в себе, получают внутреннее удовлетворение от своей работы.
Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Участвовать в различных акциях, устраивать «Дни помощи». Помогать можно во всем: донести сумку, принести воды, помогать младшим товарищам. А еще необходимо научить детей делать подарки и дарить искренне, от всего сердца. Умение делать подарки – это труд, это воспитание сердца. Мы, как и все, дарим подарки к праздникам: Дню дошкольного работника, ко Дню пожилого человека, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, и т.д., – не только родителям, но и сотрудникам детского сада. Надо учить наших детей быть готовым поступиться чем-то, что есть у тебя, сначала в малом, например, уступить игрушку, или лучшее место, или хотя бы не толкаться, не рваться вперед.
Участие в таких волонтерских движениях детей и родителей, как «Сдай макулатуру – спаси дерево», «Посади свое дерево», «Покормите птиц зимой», развивает у детей интерес и желание бережно относиться к живой природе посредством тесного общения с ней, важно научить детей с любовью относиться к окружающей природе, быть ответственными, внимательными и дружелюбными по отношению к живому миру, проявлять заботу и уважение к нему.
Доброй традицией нашего детского сада является внимание к ветеранам, дети и педагоги не оставляют их без внимания. С гордостью и трепетом дети чествуют ветеранов и благодарят за счастливое детство и мирное небо над головой. Надо объяснять детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что волонтеры это сильные люди, способные прийти на помощь.
Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать, когда и какое слово сказать, на что обратить внимание и, самое главное, как самим себя вести, чтобы показывать достойный пример детям.