МЕТОДИКА В.К. ВОРОБЬЁВОЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

0
3571

Базарова Наталия Анатольевна
учитель логопед
Новикова И.В.
Полтавцева Валентина Николаевна
воспитатели
МАОУ «ОК «Лицей № 3 имени С. П. Угаровой»
отделение дошкольного образования «Детский сад «Теремок»
г. Старый Оскол

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

 

В.К. Воробьёва предлагает следующую систему формирования навыков и умений связной речи у детей с системным недоразвитием речи.

Автор выделяет четыре взаимосвязанных между собой раздела:

  1. I раздел. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т.е. рассказа.
  2. II раздел. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.
  3. III раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.
  4. IV раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.

Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т.е. рассказа.

Прежде чем учить детей воспроизводить или составлять рассказы, необходимо сформировать у них практическое представление о связном сообщении как едином речевом целом.

Рекламное сообщение     

На этапе формирования ориентировки в смысловой целостности рассказа дети учатся сравнивать и отличать нормированное связное сообщение с различными вариантами ненормированной речи. На этапе формирования ориентировки в языковых средствах перед детьми ставится задача сравнить два нормативных образца связной речи, в которых об одном и том же рассказывается по-разному.

Обучение умению отличать рассказ от «не рассказа» осуществляется в связи с выполнением специальных сопоставительных упражнений следующего типа:

  • *Сравнение рассказа и набора слов из него.
  • *Сравнение рассказа и бессвязного набора предложений.
  • *Сравнение рассказа и отдельного коммуникативно слабого предложения.
  • *Сравнение рассказа и его деформированного варианта.
  • *Сравнение рассказа и его некомплектного варианта.
  • *Сравнение двух нормированных рассказов, в которых об одном и том же предмете или событии рассказывается по-разному.

Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.

Задача данного раздела состоит в том, чтобы ознакомить детей с правилами, т.е. закономерностями, которые лежат в основе создания связного речевого сообщения. Выделяют следующие этапы работы:

  • этап развития навыка связной речи практическими методами;
  • этап формирования умения осознавать правила, по которым строится рассказ.

Развитие навыка связного говорения

Для активации содержательно-смысловой и языковой сторон связного речевого сообщения могут быть использованы следующие приёмы:

Игры на восстановление порядка картин серии, объединённых единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента. Детям предлагается:

  • отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок только те, которые иллюстрируют прочитанный логопедом рассказ, расположить их в последовательности протекания события;
  • восстановить заданный порядок картинок по ранее прочитанному рассказу, т.е. по памяти;
  • расположить картинки серии соответственно опорным словам или словосочетаниям, предложенным педагогом (в этом случае в качестве опорных слов выступают как наименования предметов (т.е. существительные), так и последовательное наименование действий (т.е. глаголы);
  • самостоятельно расположить картинки в последовательности рассказа и составить по ним рассказ с определенной эмоциональной установкой: грустный, смешной, веселый;
  • исправить «ошибку» в чтении рассказа педагогом посредством правильного расположения картинок серии.

Игры эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации:

  • найти «пропавшую» картинку среди фоновых, определить ее место в ряду заданных;
  • найти лишнюю картинку, оставшиеся картинки расположить в соответствии с логикой протекания события;
  • выстроить последовательность события по одной заданной картинке, отобрать из нескольких наборов сюжетных серий картинки, адекватные по содержанию представленной;
  • «распутать» две сюжетные канвы, состоящие из двух наборов серии.

Игры на развитие замысла, побуждающие детей с общим недоразвитием речи к придумыванию небольшого сюжета.

Игры в «семантические абсурды» (небылицы).

Детям предлагается:

  • – найти несоответствие между рассказом и иллюстрацией к нему;
  • – найти несоответствие в содержании речевого сообщения;
  • – найти в рассказе слова, словосочетания и фразы, не подходящие по смыслу, и заменить их подходящими.

Чтение, как прием развития связной речи создает возможность развития интереса к различным типам связного сообщения: сказкам, рассказам и т.п. Кроме того, прочитанный отрывок из рассказа является хорошим поводом для того, чтобы предложить детям использовать его в качестве зачина для придумывания продолжения. Чтение с различными установками, нацеливающими ребенка на придумывание начала конца, середины к прочитанному фрагменту рассказа является эффективным приемом, обеспечивающим развитие желания создавать относительно длительные связные сообщения.

От этапа развития навыка связной речи практическими методами переходим к этапу формирования умения осознавать правила, по которым строится рассказ.

Знакомство с правилами строения рассказа

Исходя из того, что вид графического представления смысловой программы рассказа должен определяться его структурным типом, на этом этапе педагог использует небольшие по объему повествовательные тексты цепной структуры. Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в указанном типе рассказа принята денотативно-графическая схема в виде предметно-подстановочной таблицы. Таблица представляет собой ряд горизонтальных строчек-предложений, каждая из которых обозначает отдельную мысль. Квадратами в таблице обозначены предметные компоненты мысли: субъект и объект. Они заполняются предметными картинками. Стрелкой обозначен предикат, выраженный глагольным словом. Общая рамка указывает на подчиненность плана раскрытию единой темы сообщения.

Применение предметно-подстановочной таблицы позволяет реально показать детям принципы одинакового смыслового строения всех предложений рассказа: на первом месте – обозначение предмета (денотата), на втором – действие, на третьем – снова обозначение, но уже нового предмета сообщения. Способ графической записи позволяет наглядно продемонстрировать основное правило смыслового соединения предложений в повествовательном рассказе, через повтор предметных значений. Требование наглядного повтора элементов предметного содержания обязывает применять на этом этапе специально подобранные или адаптированные рассказы с «твёрдым» типом межфразовой связи, выраженной лексическим повтором. Поскольку в устной речи цепной тип связи, как правило, объединяет не более 5-6 предложений, то и объём рассказов, предложенных детям для первоначального анализа, не превышает установленной нормы.

 

Список литературы:

Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьёва. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь