Ансимова Т.В.
Потанина Н.А.
учителя-логопеды
МБДОУ ДС № 64 «Искорка»
г. Старый Оскол
Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»
Происходящие преобразования в системе дошкольного образования, связанные с компьютеризацией и использованием электронных образовательных ресурсов можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг. Многие педагоги и психологи (Б.С. Гершунскоий, А.А Журина, И.Г. Захарова, К.В. Петрова, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, О.К. Тихомиров) занимаются проблемой компьютеризации педагогического процесса. Исследователи приходят к выводу, что компьютер может изменить характер учения и сделать его более интересным, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными. Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГОС ДО) «физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ребенка», необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Стоит отметить, что в современном понимании информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Достоинства использования в учебно-воспитательном процессе современных информационных технологий очевидны. Они позволяют:
– предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
– ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
– привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
– поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной и речевой активности;
– развивать у дошкольников исследовательское поведение;
– расширять творческие возможности самого педагога.
Средства ИКТ, применяемые в коррекционно-образовательной деятельности: персональный компьютер; сеть Интернет; телевидение; образовательные электронные издания. Кроме того, в работе с детьми могут использоваться и такие средства ИКТ, как цифровая фото- и видеокамера, сканер, интерактивная доска, мультимедийный проектор и т.д.
Связная речь – единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Развитие связной речи ребенка при этом происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка.
Рассмотрим наиболее распространенные формы ИКТ, применяемые в коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи.
Разработка и применение авторских презентаций – это один из самых популярных видов применения ИКТ. Мы используем компьютерную программу Power Point, которая позволяет создать мультимедийную презентацию. Варианты работы по развитию диалогической и монологической речи с применением презентаций: беседа по содержанию презентации (например, в соответствии с лексической темой); составление предложений из слов, по картинке, по схеме; составление пересказа по опорным картинкам, серии картин; составление описательного и сравнительного рассказа (во время описания признаков предметов на экране появляются подсказки – схемы в нужной последовательности); составление рассказа цепного типа; составление рассказа по заданному началу, картинкам; составление рассказа по сюжетной картине; составление рассказа по серии сюжетных картин (данных как в правильной, так и в неправильной последовательности).
Варианты работы по развитию связной речи с применением сети Интернет: виртуальные экскурсии (целесообразно использовать в качестве предварительной работы по развитию связной речи; например, «Экскурсия в мир животных, в библиотеку, на космодром и т.д. Также с помощью программы Skype есть возможность осуществлять виртуальную экскурсию на рабочее место родителей); онлайн-игры.
Логопедические компьютерные игры. Отметим, что компьютерных игр, ориентированных на развитие связной речи, немного. Но можно использовать те игры и программы, которые будут влиять на формирование связной речи опосредованно – это игры, направленные на коррекцию лексико-грамматического строя речи, обогащение словаря и др.
На сегодняшний день Институтом коррекционной педагогики РАО разработаны специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии: «Состав слова», «Развивающие игры в среде «Logo», «Моя жизнь», «Лента времени», «В городском дворе», «Новые средства развития письменной речи, основанные на применении информационных технологий», «Видимая речь», «Интерактивные речевые игры» и другие.
Аудиозаписи. В настоящее время существует большое количество аудиозаписей, которыми могут пользоваться не только педагоги, но и родители. При прослушивании аудиофайлов на родном языке дети получают огромную пользу, ведь актёры, читающие детские аудиокниги, обладают правильной речью и хорошо поставленной дикцией. Целесообразно использовать аудиозаписи сказок, литературных произведений, аудиоспектакли с последующим пересказом (близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя).
Видеофильмы, мультфильмы оказывают большое влияние как на общее, так и на речевое развитие ребенка. Принцип отбора мультфильмов и видеофильмов в коррекционной работе связан с прохождением программного материала и соответствует изучаемым лексическим темам. В настоящее время существует множество познавательных фильмов и фильмов на основе литературных произведений для детей («Мир вокруг нас», «Энциклопедия Всезнайки», «Ребятам о зверятах» и др.). Просмотр фильмов в рамках предварительной работы над связной речью может быть организован воспитателями. Просмотр фильма может быть предложен и в качестве домашнего задания для закрепления лексического материала. В настоящее время разработан ряд программ, позволяющих создавать собственные мульт- и видеофильмы как педагогам, так и родителям («Автодеск Майя», «MODO», «Anime Studio Pro», «Windows Movie Maker», «VirtualDub», «SONY Vegas Pro»), которые затем могут использоваться для развития связной речи детей.
В заключение хочется сказать: новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению дефектов развития.
Список литературы:
- Гуськова С. А. «Компьютер в детском саду. Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду, дефектологу”, Издательский дом «Первое сентября», 2003 – 2009.
- Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.
- Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения.
- Олейник А. Компьютер для самых маленьких // Игра и дети. № 3, 2009.