Кондратьева Лилия Павловна
педагог-психолог
МБДОУ г. Иркутска
детский сад № 12
Материал прислан на II Всероссийский конкурс «Страна сказок»
Групповое занятие педагога-психолога
с детьми старшего дошкольного возраста, направленное на понимание своего тела и обретение гармонии с окружающим миром «Лесная прогулка».
Цель: продолжить знакомство детей с различными эмоциями: радость, злость, удивление, страх, горе, интереса.
Задачи:
• учить детей различать эмоции по схематическим изображениям и передавать заданное эмоциональное состояния, используя различные выразительные средства;
• развивать воображение, а также выразительность речи и движений;
• воспитывать умение бесконфликтного взаимодействия.
Оборудование: декорации – лес; мягкие игрушки: медвежонок, волк, лисичка, зайчик, ворона; картинки с изображениями животных; пиктограммы с изображениями основных эмоций; музыкальный центр с дисками «Звуки природы», музыка весёлая и грустная.
Ход занятия
Организационный момент. Доброе утро, ребята. Усаживайтесь удобно. Нас сегодня ждёт увлекательное путешествие. Сначала я расскажу вам удивительную историю…
Жил-был сказочный лес. Он укрывал всех своих жителей от палящих лучей солнца и дождя. Его поляны были покрыты мягкой, изумрудной травой. Каждое утро медвежонок подметал лесные дорожки, убирал поломанные ветки, волчонок осматривал деревья в лесу и отмечал, какое из них нуждается в медицинской помощи. Другие звери и птицы тоже занимались полезным делом. Но однажды… налетел злой ветер, напугал зверят и навёл свои беспорядки. Предлагаю помочь сказочному лесу. Закрываем глаза. (Пауза. Звучит музыка.)
Упражнение «Глазки бегают по кругу» (глазо-двигательная гимнастика)
Глазки бегают по кругу:
влево, вправо, вверх и вниз.
А затем ещё по кругу пробежались
друг за другом.
Широко раскрыть глаза и максимально перевести взгляд влево- вправо, вверх-вниз, по диагонали.
Не догнали-спрятались,
Посидели-посидели, распахнулись, осмелели,
Сильно зажмурить глаза.
После чего раскрыть их как можно шире
Стали круглыми, большим
Большим и указательным пальцами, оттягивая верхнее веко вверх, а нижнее вниз, округлить глаза.
Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.
Вращать глазами.
А вот и первый житель леса – Волчонок (показать игрушку). Он чем-то расстроен. А как, ребята можно показать расстроенного человека? Дети мимикой демонстрируют это состояние. Давайте научим волчонка другой эмоции.
Упражнение «Недовольный»
Я сегодня недоволен, Я сегодня недоспал.
Наморщить лоб, поднять брови вверх, затем опустить вниз.
Сильно я нахмурил брови,
Подержал так и устал.
Сдвинуть брови, максимально напрягая их, удерживать 4-5сек
Не могу я долго злиться,
Я играть давно хочу.
Лучше я расслаблю лобик
И к ребятам подойду.
Расслабить мышцы.
Волчонок рад был поиграть с нами. А мы отправляемся дальше. Ребята, обратите внимание: кто сидит на ветке дерева? (ответы детей). Да, это любопытная ворона Варвара. Покажите, пожалуйста, картинку, где изображено любопытство.
Упражнение «Любопытная Варвара»
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо.
Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох – выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону.
А потом опять вперёд-
Тут немного отдохнёт.
Вернуться в исходное положение, расслабить мышцы
А Варвара смотрит вверх
Дольше всех и дальше всех!
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дальше.
Возвращается обратно-
Расслабление приятно!
Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы
А теперь посмотрим вниз
Мышцы шеи напряглись
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди.
Возвращаемся обратно-
Расслабление приятно!
Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.
Вороне понравилась наша игра, она машет нам крылом. А кто же там за деревом рычит? Медвежонок! Чем же мишка недоволен? Может он злится на пчелу? Ребята, у нас есть картинка, где изображена злость. Дети находят изображение этой эмоции.
Упражнение «Пчела на носу»
Села на нос мне пчела,
Не легка, не тяжела.
Я руками не машу,
Посмотреть на кончик носа
Носом я её толкну.
Я наморщил сильно нос,
Сморщить нос, стараясь двигать им в разные стороны.
А когда его расслабил,
То пчелы и след растаял
Расслабить мышцы лица
Поиграли с мишкой, продолжаем наше путешествие. (Показать игрушку лисы) А посмотрите – кто это? (ответы детей) Да, вот и хитрая лисичка тут как тут. Кто из вас ребята сможет показать хитрость? Ай, да молодцы! А теперь посмотрим, что лисичка умеет.
Упражнение «Рот на замочке»
У меня есть свой секрет,
Не скажу его вам, нет
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно, 4-5 сек.
Ох, как сложно удержаться,
Ничего не рассказав
Закрыть рот « на замочек», сильно – сильно сжав губы.
Губы всё же я расслаблю,
А секрет себе оставлю.
Расслабить мышцы лица.
Нам, конечно, интересно, что это за секрет. Найдите, дети, картинку, где показано состояние заинтересованности. Молодцы! А мы тоже умеем держать секреты, верно, ребята? Выполняют упражнение еще раз все вместе. Ребята, мы познакомились с жителями чудесного леса. Если бы не злой ветер, можно было ещё раз посетить это сказочное место. Звучит музыка (завывание ветра). Давайте покажем, какие мы смелые.
Упражнение «Злюка успокоилась»
А когда я сильно злюсь,
Напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы.
И рычаньем всех пугаю
Рычать, что есть сил.
Чтобы злоба улетела,
И расслабилось всё тело,
Надо глубоко вздохнуть
Глубокий вдох, руки поднять вверх через стороны.
Потянуться, улыбнуться
Потянуться, руки в стороны, улыбнуться.
Может даже и зевнуть
Широко открыв рот, зевнуть.
Рефлексия.
Дети, ветер успокоился. Пора нам возвращаться в детский сад. Закрываем глаза (Звучит музыка).
Вот мы и дома. Расскажите о своих впечатлениях, что вам особенно запомнилось? что понравилось? с какими упражнениями вы справились легко, а какие потребовали дополнительного напряжения?