Лекарственные растения

0
2362

Цветкова Светлана Владимировна
Кутепова Наталия Ивановна
воспитатели
МБДОУ ДС № 12 «Ёлочка»
Старооскольского городского округа

 

 Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь» 

 

Лекарственные растения
конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в летний период для детей старшей группы

 

Цель:

  • Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях.
  • Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.
  • Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.
  • Развивать интерес к природе родного края.
материалы в печатный сборник 

Оборудование:

Картинки и фотографии растений, лекарственные растения, аптечные упаковки с травяными сборами, пузырьки с настойками трав, травяной чай в кружках по количеству детей.

Ход деятельности

Раздаётся стук в дверь, воспитатель открывает ее, там стоит посылка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришла посылку. На ней написано, что прислала ее Совушки – Сова – умнейшая голова. Давайте её откроем. Интересно, что же там, достаёт книгу, читает «Волшебная книга». Посмотрите какая она необычная, красивая (открывает звучит музыка). Послушайте, какая ласковая и нежная мелодия, как будто приглашает нас в путешествие. А путешествие будет в страну лекарственных растений.

Воспитатель: Почему некоторые растения называют лекарственными? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Вы готовы отправиться в путешествие? Но я должна вас предупредить, что путешествие будет непростым, впереди вас ждут сложные задания. Справитесь? Тогда отправляемся, звучит музыка. Наша волшебная книга приглашает посетить «зелёную аптеку». А что это такое? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Вот сейчас мы с вами пройдём туда. Нужно пройти по этой дорожке, перешагнуть через эти камешки, пролезем под этой веточкой, и перейти по мостику через ручеёк. Вот наша «Зелёная аптека!» располагайтесь поудобнее.

Воспитатель: За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы. Может быть кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения? Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие? Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами? Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей). Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда. А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)

Воспитатель: Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей). Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

А это растение тоже обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда» на их языке это значит «мыть, очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль. Если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда. Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички. (Ромашка)

Воспитатель: Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей).

Ромашка поможет больному животику. Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами. А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко. Еще очень много лекарственных растений можно найти в Крыму на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа. Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

Воспитатель: Ребята, а сейчас Волшебная книга приглашает нас отправиться на воображаемый луг для того, чтобы собрать лекарственные растения.

Физкультминутка на лугу

Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два – цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).

Воспитатель: Предлагаю присесть на поляне (ковре), отдохнуть и вспомнить правила сбора лекарственных растений. Необходимо не только назвать правила, но и объяснить, почему нужно делать именно так, а не иначе. Скажите, когда собирают разные части лекарственных растений – листья и стебли? цветки? корни? (Ответы детей). Правильно, ребята листья и стебли собирают, когда растение цветёт, цветки – в самом начале цветения, плоды и ягоды – когда полностью созреют, корни – осенью.

Дети рассказывают и объясняют правила сбора лекарственных растений.

  1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
  2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
  3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
  4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
  5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
  6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
  7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! А сейчас угощайтесь травяным чаем из зверобоя. Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть. (Показ зверобоя).  Желтый цвет, дыряв листок, но, как доктор Айболит всех излечит, исцелит.

Воспитатель: На этом наше путешествие заканчивается, закрывайте глазки (звучит музыка), вот мы снова в своем детском саду. Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями.

 

Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь