Квест-командировка «Шоколадный интерес»

0
2857

Мягкова Руслана Николаевна
воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ № 40 детский сад «Золотой ключик»
п. Ключи-1, Усть-Камчатский район, Камчатский край

От квесткомандировки до научной конференции
(способы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ)

 

Аннотация: в данной статье обосновывается необходимость обновления содержания работы по познавательному развитию у детей старшего дошкольного возраста через внедрение в практику таких форм работы как квест-командировка и научные конференции.

Ключевые слова: поисково-исследовательская деятельность, научная конференция, квест-командировка.

Подготовка ребёнка к поисково-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей для педагогов ДОУ. К моменту поступления в первый класс ребенок должен решать такие сложные задачи как: умение видеть проблему и ставить вопросы, умение доказывать, делать выводы, высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Таким образом, развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Рекламное сообщение     

В настоящее время отдельные аспекты детской поисково-исследовательской деятельности получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой.

Однако при достаточно полном теоретическом изучении этот вопрос не получил еще глубокого практического осмысления педагогами ДОУ. Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных методов и технологий в организации поисково-исследовательской деятельности.

Все мы знаем, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Именно игра для ребенка будет наиболее привлекательной и естественной формой познания мира, проявления своих возможностей, развития самостоятельности, активности и инициативы. Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест – технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Квест – увлекательный способ организации поисковой деятельности, который реализуется в форме своеобразного сплава всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности.

Квест-технология имеет ряд особенностей: образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер; самовыражению ребенка способствует внедрение новых технических средств обучения; целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребенка.

Квест – это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.

Любая педагогическая технология предполагает в качестве результата усвоение воспитанниками определённого комплекса знаний, умений, навыков. Сокол И.Н. рассматривает квест как технологию, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. [2 с. 37]

Для того чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным, от педагога потребуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм.

Виды квестов могут быть самыми разнообразными: путешествие по станциям в поисках клада, превращение в космических путешественников, отправляющихся на ракете с целью раздобыть полезные ископаемые, мини–расследование маленьких следопытов и даже археологические раскопки.

На самом деле их очень много, предлагаю вашему вниманию  новую форму квеста – квест-командировка. Данная форма проведения квеста вызывает наибольший интерес у детей, способствует активизации к познавательно–исследовательской деятельности и стремлению с увлечением решать проблемные задачи. Преимущественно такая форма подходит для старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим данную технологию на примере квест-командировки «Шоколадный интерес» в подготовительной группе.

В самом начале необходимо мотивировать детей к предстоящей деятельности, заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. В педагогической практике способов мотивации достаточно много, и это отдельная тема для исследования.

В нашем случае предлагаю посмотреть детям видеообращение  малышей второй младшей группы, которые признаются в том, что очень любят шоколад, но ничего о нем не знают: где растет, вредный он или полезный и почему от шоколада пачкаются руки?

Далее идет выделение и постановка проблемы:  Что же хотят узнать малыши? Как мы сможем им помочь? Малыши любят шоколад и хотят все знать о нем.

Постановка цели: помочь малышам.

Выдвижение различных гипотез: одни считают, что шоколад полезен, потому что он вкусный. Другие высказывают противоположное мнение – он вреден, потому что от него болят зубы, в нем нет витаминов. Следующий этап – это поиск и предложение возможных вариантов решения. На данном этапе за основу работы  активно применяю методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А. И. Савенковым «Методика исследовательского обучения».  Составляем план исследования и объясняем исследователям, что их задача – получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования.

Начнем с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале?» «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?»

В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют методы исследования, последовательность его проведения, необходимо выложить карточки с обозначением методов:

  • «подумать самостоятельно».
  • «спросить у другого человека»
  • «наблюдение и эксперимент».
  • «узнать из книги»
  • «посмотреть в компьютере»
  • «обратиться к специалисту».

Предлагается воспользоваться только теми  методами, которые помогут проверить гипотезы.

Чтобы собрать как можно больше сведений о шоколаде, детям предлагается отправиться в командировку. Далее идет распределение обязанностей: кто будет отвечать за исследовательский чемоданчик для  сбора научного материала, выбираем журналиста, которому вручается микрофон для проведения интервью, ответственного за печати о прибытии и убытии из пункта назначения. Обязательное условие любой командировки – командировочное удостоверение. Отправляемся в кабинет заведующей. Получаем командировочное удостоверение с путеводным листом. Заведующий говорит нам о том, что в каждом пункте назначения мы должны делать отметку в виде печати, которая будет подтверждать наше присутствие в том или ином месте.

Командировка оказалась для ребят очень увлекательной и интересной. Где только не побывали маленькие исследователи! В жарких экзотических странах им удалось посмотреть, как растут шоколадные деревья. Выполнив ряд заданий, ребята узнали о том, как какао бобы попадают в нашу страну.

Незабываемым осталось посещение лаборатории «Юные исследователи».

Ребята исследовали какао – порошок, изучили несколько сортов шоколада (темный, молочный и белый), пробовали его на вкус, наблюдали, что происходит с шоколадом при нагревании. Эксперты пришли к выводу, что самый полезный шоколад – темный, он горький на вкус, значит в его составе какао значительно больше, чем в других сортах, а в молочный и белый шоколад производители добавляют молоко и сахар.

Неизгладимое впечатление оставила шоколадная разминка. Ребята с огромными плитками шоколада повторяли незамысловатые движения под веселую шоколадную музыку.

Чтобы ответить на вопрос малышей: вреден шоколад или полезен, ребятам пришлось посетить медицинский центр и взять интервью у главного врача. Доктор провела интересную и увлекательную игру, в которой ребята сами вывели формулу о пользе и вреде шоколада.

Завершающим этапом столь познавательной командировки стала кондитерская фабрика «Аленушка». Ребята познакомились с профессией шоколатье, с необыкновенным рецептом приготовления шоколада, а затем, перевоплотившись в маленьких кондитеров, приготовили свой фирменный шоколад, которому дали очень душевное и теплое название «Сердечный».

С полным чемоданчиком знаний, с массой незабываемых впечатлений ребята вернулись в свой детский сад. Им предстояло систематизировать  весь собранный материал и подготовиться к научной конференции «Мир почемучек», на которую их пригласили малыши.

Облачившись в академические шапочки и мантии, ребята предстали перед малышами в образе настоящих ученых. Конференция прошла в обстановке позитивного общения, где каждый ребенок ощущал значимость и важность своих первых открытий.

(нажмите на фото для увеличенного просмотра)

Считаю, что в любой поисково-исследовательской деятельности должны быть созданы такие условия, когда ребенок может поделиться своим опытом и приобретенными знаниями с другими детьми. Завершили грандиозный проект, создали в группе мини-музей, организовали выставку – пригласите ребят из другой группы к себе на экскурсию или  проведите научную конференцию в рамках  определенной темы. Такая передача знаний как «дети – детям», от «старших к младшим» позволяет перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Таким образом, путь, пройденный от квест-командировки до научной конференции, дает возможность напрямую удовлетворить присущую детям любознательность, упорядочить их представление о мире, позволяет реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворить потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира.

Безусловно, такая форма работы позволяет в полной мере сформировать у старших  дошкольников предпосылки к  учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Список литературы:

  1. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников: — М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007. — 92 c.
  2. Сокол И. Н. Использование квест-технологии для повышения ИКТ-грамотности педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 12 (декабрь). – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13248.html

 

 

Участие – заочное

Секция 1. “Методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников.”

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь