Комплексы упражнений на развитие межполушарного взаимодействия детей с ОВЗ

0
1321

Мурашова Людмила Владимировна
учитель-дефектолог
МБДОУ ДС № 16 «Ивушка»
г. Старый Оскол

ПОСТОЯННО действующий Всероссийский заочный профессиональный практико-ориентированный конкурс для педагогов – 2023 год

РАЗДЕЛ  – Копилка идей
НОМИНАЦИЯ  – «Методическая мозаика»

 

Дети дошкольного возраста только учатся управлять своим телом, эмоциями, поведением, а мыслительные процессы начинают постепенно переходить из непроизвольных в произвольные. А чтобы эти процессы происходили эффективнее, необходимо учитывать важное значение, которое имеет мозговая деятельность. Мозг осуществляет несколько значимых функций в организме человека. Главные из них: содержать в себе информацию, обрабатывать поступающие данные из окружающей среды, идущие от рецепторов чувств; также к функции относятся составление плана, принятие решений, координация, позитивные и негативные эмоции, внимание, воспоминания, память и речь.

Воспитанники с ЗПР значительно отстают в речевом и интеллектуальном развитии, многие из них не понимают тексты со скрытым смыслом, с трудом устанавливают причинно-следственные связи, также прослеживаются проблемы в письме, устной речи, они испытывают трудности в запоминании информации, сложности в счете, как в письменном, так и в устном. Поэтому в работе с дошкольниками необходимо активно использовать различные упражнения, повышающие двигательную активность и развивающие меж-полушарное взаимодействие. Чем лучше будут развиты меж-полушарные связи, тем выше у ребенка будут интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Полушарий у человека два: правое отвечает за координацию движений, зрительное восприятие, а левое— за речевое развитие, слуховое восприятие. Оба активно вовлечены в формирование речи ребенка, а между собой полушария связаны огромным количеством нервных волокон (мозолистое тело), необходимых для передачи информации из одного полушария мозга в другое. Если передача информации нарушена, активным становится только одно полушарие, соответственно либо зрительное, либо слуховое восприятие, а также речь будут страдать. Вот почему важно проводить систематическую работу по улучшению взаимодействия полушарий головного мозга.

Основу коррекционных занятий составляют упражнения и задания, где ребенок поэтапно выполняет ряд графических заданий только левой, только правой, а затем двумя руками одновременно. Таким образом, распределение активности между полушариями постоянно чередуется, максимальная же эффективность работы мозга достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий. Занятия проводятся по принципу «от простого к сложному» задания выполняются с «удобной руки» и с хорошим настроением. При проведении упражнений и игр, направленных на развитие межполушарного взаимодействия, в первую очередь обращаем внимание на те проблемы, которые есть у конкретного ребенка, т.е. всегда нужно учитывать индивидуальный подход к каждому ребенку, исходя из его потребностей и потенциала.

материалы в печатный сборник 

Занятия проводятся регулярно 2раза в неделю. В зависимости от уровня подготовки детей упражнения усложняются, добавляются новые упражнения и игры. Все упражнения строятся на подражании: педагог показывает, а ребенок повторяет.

Достижению целей координации работы полушарий мозга и их развития способствуют специально подобранные игровые упражнения и развивающие комплексы. Наибольший интерес, с нашей точки зрения, представляют следующие два комплекса упражнений.

Комплекс 1• «Кольцо»

Меняя по очереди пальцы, соединяйте в кольцо с большим пальцем (указательный, мизинец и т.д.). Затем проделайте то же самое в обратном порядке.

  • «Кулак — ребро — ладонь»

На стол необходимо положить руку, зажатую в кулак, затем сменить на ладонь и далее поставить руку на ребро. Делайте сначала медленно, а затем ускоряйтесь. Делайте первый раз одной рукой, затем пробуйте второй рукой и в завершение о-войте это упражнение одновременно двумя руками. Повторите 8—10раз.

  • «Лезгинка»

Правую руку поверните ладонью к себе и зажмите пальцы к ладони, при этом левую руку разверните горизонтально к за-жатой руке и коснитесь мизинца правой руки. Затем необходимо одновременно сменить руки и, ускоряясь, менять положение рук. Повторить 15—20 раз.

  • «Зеркальное рисование»

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Благодаря этому упражнению синхронизируются полушария мозга.

  • «Ухо — нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Комплекс 2•

Массаж ушных раковин

Помассируйте мочки ушей, затем аккуратно всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

  • Горизонтальная восьмерка

Нарисуйте в воздухе цифру восемь 3раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе, также можно рисовать в воздухе геометрические фигуры, как одинаковые, так и разные.

  • Дыхательная гимнастика

Выполните ритмичное дыхание: вдох в 2раза короче выдоха. Представьте, что у вас в животе воздушный шар: при вдохе через нос шар надувается, при выдохе через рот — сдувается.

На занятиях у детей появляется интерес к выполнению упражнений. Они с удовольствием повторяли за педагогом. Старались перенести накопленные знания на другие жизненные ситуации

Разученные задания и упражнения с охотой демонстрировали своим сверстникам и воспитателям.

При регулярном выполнении этих простых упражнений у воспитанников наблюдаются значительные изменения в зрительном и слуховом восприятии, развивается координация движений, а с ней логическое мышление; дети лучше запоминают тексты, могут быстрее сориентироваться, отвечая на вопросы по тексту.

Итак, дошкольный возраст — решающий в формировании фундамента физического и психологического здоровья. Развитие межполушарных связей важно для развития и социализации ребенка в целом, а также позволяет формировать и осознавать причинно-следственные связи, которые необходимы для полноценного понимания окружающего мира. Для успешного развития ребенка требуется ряд условий: обучающая среда; интересные и познавательные занятия; доверительные взаимоотношения ребенка с воспитателями и педагогами; желание специалистов, а также и самих воспитателей сопровождать ребенка, способствовать его возрастному развитию.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь