ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ  ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

0
1591

Мелентьева Лариса Ивановна
Полевская Дина Вячеславовна
воспитатели
Малахова Татьяна Викторовна
старший воспитатель
МБДОУ ДС № 24 «Березка»
Старооскольского городского округа
Белгородской области

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

 

Ребенок с раннего возраста чутко откликается на сказки. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Создаваемая при этом эмоционально благоприятная ситуация способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении, ребенок стремится объясняться разборчиво, чтобы его все поняли. По словам Л. Стрелковой: «Воспитывать и развивать только по сказкам невозможно, поскольку каждый ребенок неповторимо индивидуален; воспитывать и развивать без сказок неразумно – никто не в силах превзойти мудрость народов, мудрость тысячелетий; воспитывать и развивать с помощью сказок, с опорой на сказку, с учетом мирового опыта – значит не повторять типичных и подчас опасных ошибок, значит экономить время и силы.» [6].

Вся театрализованная деятельность в возрасте 2-3 лет представлена сказками, которая несет в себе важнейшее развивающее значение развитие речи малыша. Сказка является мотивирующим началом речевой активности в театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка: стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Знакомство малышей с животным миром помогло освоить игры-имитации отдельных действий человека, зверей и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (солнышко встает – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в   ладоши, запрыгали на месте). Постепенно игры-имитации усложнились до цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций (котятки, услышав веселую музыку, захлопали лапками и стали танцевать; зайчик увидел волка, испугался и спрятался за дерево). На музыкальных занятиях малыши импровизировали под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг ёлки»).

материалы в печатный сборник 

Знакомство со сказкой и сказочными героями позволило воспитателям ввести новый вид игр – имитаций образов сказочных персонажей косолапого медведя, храброго петушка, хитрой лисички, трусливого зайчика. Подражание их внешнему передвижению способствовало и передаче внутреннего содержания животного, отражающегося в мимике лица: сердитый мишка, горделивый петушок, испуганный зайчик и т.д.

Когда словарный запас малышей обогатился для введения ролевого диалога между детьми, воспитатели знакомили дошкольников со сказками «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок», Три медведя». Малыши подготовились к более сложному этапу театрализованной деятельности к играм – драматизациям, таким как «Колобок», «Репка» современным произведениям В. Сутеева «Под грибом», К. Чуковского «Цыплёнок». Процесс показа игры-драматизации начинался со знакомства малышей с каждым героем поочередно: взяв в руки куклу, например, зайца, педагог предлагал его потрогать, рассмотреть все части, внимательно изучить игрушку. Затем воспитатель читал потешку «Зайка шел, зайка шел» или спеть песенку «Зайка» Е. Железновой.

Театрализованная деятельность позволяла преодолеть природную стеснительность ребенка, развивая, таким образом, речевое общение не только с взрослым, но и со сверстниками.

Чтобы малыши быстрее запомнили содержание художественных произведений, составлены дидактические игры «Узнай сказку», «Кто, кто в теремочке живет?», «Расскажи потешку» и другие.

В родительском уголке размещены консультации, рекомендации по использованию театрализованных игр на развитие всех компонентов устной речи: грамматического строя, связной речи, диалогической и монологической форм речи, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи детей, темпа речи, выразительности. Педагоги обращали внимание родителей на то, что театрализация потешек, песенок, сказок очень увлекает детей, и она одна из ярких, эмоциональных средств, формирующих личность ребенка.

Родители приняли активное участие в пополнении развивающей предметно-театрализованной среды группы. Изготовлены малая и большая ширмы, сшиты варежковые и пальчиковые театры, шапочки для игр-драматизаций. Мамы рукодельницы связали кукол – персонажей для многих театральных постановок. В театральном уголке разместились настольные театры «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и другие, конусные («Теремок»), пальчиковые, магнитные и другие театры.

Для закрепления знаний детей по сказкам, театрализованным играм был оформлен лэпбук «В гостях у сказки», в кармашки которого размещались картинки с сюжетами сказок, плоскостными изображениями персонажей.

В результате проведенной работы детская речь значительно активизировалась не только во время театрализованной, но и в других видах детской деятельности. Повысился интерес к театрализованным играм, которые помогали детям формировать коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста было показать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

Таким образом, обогащение детской деятельности последовательной системой театрализованных игр и упражнений способствовало развитию речевых навыков детей третьего года жизни.

 

Список литературы:

  1. Губанова Н.Ф Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. [текст] / Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. –М.: ВАКО, 2011
  2. Летягина И.Н. Театрализованная деятельность как средство для речевого развития детей младшего дошкольного возраста [текст] / И.Н. Летягина // Педагогический опыт. – 2016. №2. – С. 141-143.
  3. Песошнова Л.Г. Активизация речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность / Л.Г. Песошнова // Филологическое образование в период детства. – 2013. №2. – С. 87-89.
  4. Сабодаш, О.А. Использование кукольного театра в дошкольном образовании и воспитании / О.А. Сабодаш // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2014. №3. – С.125-128.
  5. Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [текст]: Методическое пособие. / Е.О.Смирнова – Изд. Русское слово, 2020.- с. 210
  6. Стрелкова Л.П. Уроки сказки: Практическое пособие. [Текст] /. Л.П. Стрелкова – М.: Педагогика, 1989. – 468 с.
  7. Третьякова, О.Н. Театрализованная деятельность в детском саду / О.Н. Третьякова // Альманах мировой науки. – 2016. №1. – С. 57-58.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь