Коллекционирование как средство развития познавательной и речевой активности

0
1216

Коновалова Елена Петровна
Юдина Диана Николаевна
воспитатели
Комкова Елена Юрьевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
г. Старый Оскол, Белгородская область

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

 

Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов в области использования технологии коллекционирования в работе с родителями и детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи: Сформировать профессиональные умения к применению приемов технологии коллекционирования, актуализация личного опыта, взаимообмен педагогическим опытом работы в данной области

Вызвать интерес педагогов к данной технологии, поиск новых форм работы и способов применения технологии коллекционирования.

Развитие профессиональных умений анализировать результаты деятельности освоения технологии коллекционирования

материалы в печатный сборник 

Организация взаимодействия с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Одной из самых эффективных технологий для решения поставленных. задач является коллекционирование и выступает как одна из актуальных форм работы не только с дошкольниками, но и с семьями воспитанников. Словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес».

Это самое настоящее богатство, бесценное сокровище для ребенка. А пока дети сами не могут собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл им в этом помочь. А при поддержке взрослыми детского интереса, постоянное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное занятие – коллекционирование. Задача взрослых не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. От таких занятий польза неоспорима.

Во-первых, собирая коллекцию, дети занимаются познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.

Во-вторых, в процессе коллекционирования тренируется память, внимание, интеллект, развивается аккуратность и бережливость.

В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению, связной речи. Наконец коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее. Тему коллекции лучше выбирать исходя из интересов детей.

И коллекцию, и отдельные объекты коллекции использовать можно в различных видах деятельности:

Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками и со взрослыми в рамках коллекции.

Художественная – изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.)

Игровая – игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры

Трудовая – при оформлении коллекций и размещении объектов, ручной труд. Продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций).

Так же коллекция может быть использована в качестве развивающей речевой среды, способствующей выполнять следующие задачи:

  • расширять представления детей о многообразии окружающего мира, предлагая для рассматривания экспонаты коллекций, выставок,
  • осуществлять словарную работу, обогащать речевой словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойствами и качества предметов (например: предметы коллекции – собаки, лошади, коровы – сделаны из разных материалов: ткани, меха, пластмассы, дерева, бумаги и др.)
  • знакомить со способами образования слов, упражнять в образовании однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок, медвежий).

Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции». Всякая коллекция – это собирание необычного, удивительного, нового для ребёнка.

Применение технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми.

Распространенный способ игры с фигурками – это включение их в качестве персонажей в сюжетно-ролевую или режиссёрскую игру. Человечки могут поселиться в домиках из кубиков или коробочек, животные – в зоопарке или в лесу, слепленном из пластилина, машинки с успехом выполнят роль городского транспорта, а персонажи сказок и мультфильмов разыграют те сюжеты, о которых забыл написать автор. Обучающие игры – это ещё один удачный вариант использования фигурок из киндеров. Предлагаю такие игры:

«Что исчезло?» Ставим на стол или на пол несколько фигурок, ребёнок смотрит на них несколько секунд и отворачивается. В это время мы убираем одну или несколько игрушек, а малыш пытается угадать, какие из них исчезли?

«Что поменялось?» Снова берём 3-5 фигурок, ставим в рядок и просим ребёнка запомнить. Затем ребёнок должен закрыть глаза, а мы меняем местами 2 фигурки. Задание: что изменилось? Развивает внимание и память.

«Что в сундучке, мешочке?» В сундучок, мешочек кладем 2-3 фигурки. Ребенку предлагаем на ощупь определить какие игрушки лежат в сундучке – мешочке. Развивает мышление, оказывает сенсорную стимуляцию и развивает мелкую моторику.

«Герой из какой сказки?» Берете одну фигурку, например лисичку, мишку, зайку и предлагаете ребёнку вспомнить в какой сказке (мультике) встречается данный персонаж. Если играете с группой детей, то можно предложить соревнование, кто больше сказок вспомнит. Развивает память, мышление, разговорную, связную речь детей.

«Прятки». Возьмите несколько фигурок, покажите ребёнку и спрячьте в заранее оговоренной пространстве комнаты. А затем предложите ребёнку найти фигурки. Можно помогать, приговаривая «Горячо-холодно». Развивает внимание, память, пространственное мышление, связную речь.

«Мокрые игры». Понаблюдайте с ребенком, какие игрушки плавают, а какие тонут, расскажите, почему так происходит. Игра расширяет кругозор ребёнка, помогает изучить свойства предметов.

Играем с географией. Если у вас дома есть карта, положите ее на пол и расселите жителей по материкам. Например: пингвины заберутся в Антарктиду, кенгуру в Австралию, слоны – в Африку и т. д. поселившим на своей территории, рассматриваем местность – холодно здесь или жарко, кто еще живет, что растет. Животные могут ходить к друг другу в гости, а хозяин рассказывать гостю о той местности, где он проживает.

Игры с буквами. Для этой игры понадобится кубик с буквами. Если такого нет, сделайте его сами, наклеив буквы на стороны кубика. Бросаем кубик. Выпала, например, буква М.Скажите крохе: «Это буква М. Что же у нас начинается на эту букву?» Вместе с ребенком выбираем машину, мишку и т. п.

Социоконструкция. Формируется 3 группы. Каждой группе -задание:

  1. Дать интересное название своей коллекции.
  2. Определить задачи (Зачем собираем)
  3. Продумать, как можно использовать коллекцию с детьми в разных видах деятельности (Как играем). Придумать по 3 игры.

Каждая группа объясняет выполнение своего задания.

Рефлексия. Вывод. Таким образом, задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей замечать во всех этих предметах что-то особенное и прекрасное, а также необычное и чудесное. Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Включение родителей в совместную деятельность сплачивает детско-родительский коллектив, совместная познавательная деятельность объединяет. Работа в данном направлении показала, что во многих семьях началась работа по собирательству коллекций (сувенирные машины, киндерфилия, фантики (ксерофилия), значки (фалеристика), открытки (филокартия), нумизматика – коллекционирование монет.

Делается вывод о необходимости сбора групповых коллекций в каждой группе. Вывод напрашивается сам собой – коллекционирование является важным и необходимым методом в работе с детьми дошкольного возраста, влияет на формирование математических, экономических представлений детей, развитие речи, тесно связан с другими сторонами воспитания и их развития. У детей расширяется свой кругозор, формируется организованность, ответственность, пополняется и словарный запас. Дети благодаря коллекционированию становятся более сплочёнными, ведь эта объёмная работа даёт им возможность понять, что одному человеку сложно её выполнить, действовать нужно сообща, помогая друг другу, поддерживая товарищей.

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь