Коновалова Елена Петровна
Юдина Диана Николаевна
воспитатели
Комкова Елена Юрьевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
г. Старый Оскол, Белгородская область
Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»
Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов в области использования технологии коллекционирования в работе с родителями и детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи: Сформировать профессиональные умения к применению приемов технологии коллекционирования, актуализация личного опыта, взаимообмен педагогическим опытом работы в данной области
Вызвать интерес педагогов к данной технологии, поиск новых форм работы и способов применения технологии коллекционирования.
Развитие профессиональных умений анализировать результаты деятельности освоения технологии коллекционирования
Организация взаимодействия с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Одной из самых эффективных технологий для решения поставленных. задач является коллекционирование и выступает как одна из актуальных форм работы не только с дошкольниками, но и с семьями воспитанников. Словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес».
Это самое настоящее богатство, бесценное сокровище для ребенка. А пока дети сами не могут собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл им в этом помочь. А при поддержке взрослыми детского интереса, постоянное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное занятие – коллекционирование. Задача взрослых не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. От таких занятий польза неоспорима.
Во-первых, собирая коллекцию, дети занимаются познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.
Во-вторых, в процессе коллекционирования тренируется память, внимание, интеллект, развивается аккуратность и бережливость.
В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению, связной речи. Наконец коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее. Тему коллекции лучше выбирать исходя из интересов детей.
И коллекцию, и отдельные объекты коллекции использовать можно в различных видах деятельности:
Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками и со взрослыми в рамках коллекции.
Художественная – изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.)
Игровая – игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры
Трудовая – при оформлении коллекций и размещении объектов, ручной труд. Продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций).
Так же коллекция может быть использована в качестве развивающей речевой среды, способствующей выполнять следующие задачи:
- расширять представления детей о многообразии окружающего мира, предлагая для рассматривания экспонаты коллекций, выставок,
- осуществлять словарную работу, обогащать речевой словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойствами и качества предметов (например: предметы коллекции – собаки, лошади, коровы – сделаны из разных материалов: ткани, меха, пластмассы, дерева, бумаги и др.)
- знакомить со способами образования слов, упражнять в образовании однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок, медвежий).
Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции». Всякая коллекция – это собирание необычного, удивительного, нового для ребёнка.
Применение технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми.
Распространенный способ игры с фигурками – это включение их в качестве персонажей в сюжетно-ролевую или режиссёрскую игру. Человечки могут поселиться в домиках из кубиков или коробочек, животные – в зоопарке или в лесу, слепленном из пластилина, машинки с успехом выполнят роль городского транспорта, а персонажи сказок и мультфильмов разыграют те сюжеты, о которых забыл написать автор. Обучающие игры – это ещё один удачный вариант использования фигурок из киндеров. Предлагаю такие игры:
«Что исчезло?» Ставим на стол или на пол несколько фигурок, ребёнок смотрит на них несколько секунд и отворачивается. В это время мы убираем одну или несколько игрушек, а малыш пытается угадать, какие из них исчезли?
«Что поменялось?» Снова берём 3-5 фигурок, ставим в рядок и просим ребёнка запомнить. Затем ребёнок должен закрыть глаза, а мы меняем местами 2 фигурки. Задание: что изменилось? Развивает внимание и память.
«Что в сундучке, мешочке?» В сундучок, мешочек кладем 2-3 фигурки. Ребенку предлагаем на ощупь определить какие игрушки лежат в сундучке – мешочке. Развивает мышление, оказывает сенсорную стимуляцию и развивает мелкую моторику.
«Герой из какой сказки?» Берете одну фигурку, например лисичку, мишку, зайку и предлагаете ребёнку вспомнить в какой сказке (мультике) встречается данный персонаж. Если играете с группой детей, то можно предложить соревнование, кто больше сказок вспомнит. Развивает память, мышление, разговорную, связную речь детей.
«Прятки». Возьмите несколько фигурок, покажите ребёнку и спрячьте в заранее оговоренной пространстве комнаты. А затем предложите ребёнку найти фигурки. Можно помогать, приговаривая «Горячо-холодно». Развивает внимание, память, пространственное мышление, связную речь.
«Мокрые игры». Понаблюдайте с ребенком, какие игрушки плавают, а какие тонут, расскажите, почему так происходит. Игра расширяет кругозор ребёнка, помогает изучить свойства предметов.
Играем с географией. Если у вас дома есть карта, положите ее на пол и расселите жителей по материкам. Например: пингвины заберутся в Антарктиду, кенгуру в Австралию, слоны – в Африку и т. д. поселившим на своей территории, рассматриваем местность – холодно здесь или жарко, кто еще живет, что растет. Животные могут ходить к друг другу в гости, а хозяин рассказывать гостю о той местности, где он проживает.
Игры с буквами. Для этой игры понадобится кубик с буквами. Если такого нет, сделайте его сами, наклеив буквы на стороны кубика. Бросаем кубик. Выпала, например, буква М.Скажите крохе: «Это буква М. Что же у нас начинается на эту букву?» Вместе с ребенком выбираем машину, мишку и т. п.
Социоконструкция. Формируется 3 группы. Каждой группе -задание:
- Дать интересное название своей коллекции.
- Определить задачи (Зачем собираем)
- Продумать, как можно использовать коллекцию с детьми в разных видах деятельности (Как играем). Придумать по 3 игры.
Каждая группа объясняет выполнение своего задания.
Рефлексия. Вывод. Таким образом, задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей замечать во всех этих предметах что-то особенное и прекрасное, а также необычное и чудесное. Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Включение родителей в совместную деятельность сплачивает детско-родительский коллектив, совместная познавательная деятельность объединяет. Работа в данном направлении показала, что во многих семьях началась работа по собирательству коллекций (сувенирные машины, киндерфилия, фантики (ксерофилия), значки (фалеристика), открытки (филокартия), нумизматика – коллекционирование монет.
Делается вывод о необходимости сбора групповых коллекций в каждой группе. Вывод напрашивается сам собой – коллекционирование является важным и необходимым методом в работе с детьми дошкольного возраста, влияет на формирование математических, экономических представлений детей, развитие речи, тесно связан с другими сторонами воспитания и их развития. У детей расширяется свой кругозор, формируется организованность, ответственность, пополняется и словарный запас. Дети благодаря коллекционированию становятся более сплочёнными, ведь эта объёмная работа даёт им возможность понять, что одному человеку сложно её выполнить, действовать нужно сообща, помогая друг другу, поддерживая товарищей.