«Образ моря в поэзии А.С. Пушкина»

0
1976

Всероссийский творческий конкурс «Творчество А.С. Пушкина»

Караваева Ольга Рудольфовна,

воспитатель ДОУ

МБДОУ «Детский сад №230», город Ижевск

Методическая разработка

«Образ моря в поэзии А.С. Пушкина»

НОД в подготовительной группе ДОУ

материалы в печатный сборник 

Тема: «Образ моря в поэзии А.С. Пушкина»

Образовательная область Познание

Цели:

  1. Продолжать вводить детей в мир пушкинской поэзии, показывая ее богатство, закреплять знания о творчестве поэта
  2. Продолжать знакомить детей со стихами А.С.Пушкина, посвященными морю
  3. Углубить и систематизировать знания детей о разном состоянии моря: спокойное, волнуется, буря на море
  4. Учить давать характеристику моря своими словами и словами А.С. Пушкина, активизировать словарь детей, развивать способность видеть красоту моря
  5. Вызвать желание у детей создать поделку своими руками, развивать конструктивные умения, воображение, творческие способности детей

Предварительная работа:

  1. Знакомство с поэзией и произведениями  А. С. Пушкина о море
  2. Рассматривание иллюстраций картин художников с изображением моря
  3. Знакомство с биографией поэта
  4. Цикл занятий о морях с использованием глобуса и карты
  5. Выставка книг А. С. Пушкина, посещение библиотеки
  6. Презентации по теме

Словарная работа: поэт, вдохновение, погоняет, раздутые паруса, пеной плещут, волна гульлива и вольна, ветрило, гул, торжественная краса, художник Иван Айвазовский

Оборудование. Материал для творчества, надувной бассейн, интерактивная доска, портреты А.С. Пушкина и И. Айвазовского, репродукция картины. Музыка Н. Римского-Корсакова

Ход НОД:

Приглашаю детей к себе. На доске вывешена таблица:

М О Р Е

 

Предлагаю детям заполнить нижнюю строку, подобрав прилагательные к слову море на соответствующую букву:

М О Р Е
Молчаливое, мирное, мечтательное, медленное Очаровательное, оглушительное, отдыхающее, огромное Ревущее, ровное, раскатистое Естественное, емкое

(На букву е сложно подобрать прилагательные, так что предлагаю детям подобрать любые слова, где есть эта буква)

Похвалить детей за ответы.

  • Дети, сегодня наш разговор посвящен теме моря в стихах А. С. Пушкина.

Поэт очень любил гулять по берегу моря, смотреть на него, а оно давало ему вдохновение для создания произведений. Александр Сергеевич часто бывал в Крыму, на Кавказе, где видел море в разном состоянии.

(Предложить детям отгадать произведения)

Ветер по морю гуляет

И кораблик погоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

“Сказка о царе Салтане”)

Мне моря сладкий шум милее,

Когда же волны по брегам

Ревут, кипят и пеной плещут

И гром гремит по небесам…

(“Земля и море”)

Ты волна моя волна!

Ты гульлива и вольна

Плещешь ты куда захочешь,

Ты морские камни точишь…

(“Сказка о царе Салтане”)

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…

(“Сказка о мертвой царевне”)

  • Крым и Кавказ, впервые увиденные Пушкиным, произвели на него огромное впечатление. Громадные горы, яркая растительность, пылающее солнце, безграничный простор небес и моря – все это не могло не найти своего отражения в стихах поэта.

“На море синее вечерний пал туман

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Погасло дневное светило”

“Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой”

(“К морю”)

  • Дети! Если внимательно слушать стихи, то можно заметить, что автор называет море по-разному. Давайте вспомним как: “могучее, голубое и мрачное, синее”, сравнивает море с угрюмым океаном, называет его свободной стихией. (Спросить, как дети понимают эту строчку, объяснить. Предложить детям назвать свои слова-прилагательные, какое море в их понимании)
  • У художника И. К. Айвазовского, который передавал разное состояние моря в своих работах, есть картина, на которой изображен Пушкин у моря. Поэт стоит на скалах и любуется морем. (Показать репродукцию картины)

Физминутка.

В море бурном, море синем

Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)

Не пугает их волна

Рядом плещется она. (потирание ладошек)

Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)

Вы дельфины не шумите,

Рыбку быструю ловите:

Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)

Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)

Рыбки плавали, плескались (движения руками)

В прохладной морской воде.

То погружаются, то сплывают, (приседания)

То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)

      Далее делю детей на 2 команды. На доске в 2 столбика напечатаны слова. Предлагаю по очереди читать и называть, какое слово лишнее (что не относится к морю

Комар, водоросли, акула, кит Акваланг, песок, соль, фанера
Книга, дельфин, галька, вода Ракушка, судно, верба, черепаха
Ил, морская звезда, корабль, жук Осьминог, пираты, шхуна, бабочка
Глубина, воробей, батискаф, рыба Цветы, подводная лодка, пена, кораллы

Подводим итоги сказанному.

  • А сейчас мы попробуем создать свой кораблик для нашего маленького моря

Предложить детям из природного, бросового материала, наборов для творчества изготовить свой кораблик, придумать ему название, сделать так, чтобы он отличался от остальных (во время изготовления работ включить музыку “Море” из оперы “Садко” Н. Римского-Корсакова).

Рефлексия. Подходим к надувному бассейну с водой, каждый со своим корабликом. Запускаем их. Дети дуют на свои кораблики и помогают преодолеть водное пространство.

В конце нашего занятия предлагаю послушать ещё один отрывок из стихотворения А. С. Пушкина:

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

(“К морю”)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь