«Навыки самообслуживания»

0
3361

«Навыки самообслуживания»

Олару Э.Д. г. Новый Уренгой

НАВЫКИ — это умения, доведенные до автоматизма путем повторений и практики. Это приспособительный механизм, помогающий адаптироваться к выполнению определенной деятельности, значимой для человека.
САМООБСЛУ́ЖИВАНИЕ – обслуживание самого себя, удовлетворение своих бытовых нужд, потребностей собственными силами.

        Дети с ограниченными возможностями здоровья не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У них не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки, не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.

Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитии речи, тонкой моторики и зрительно – моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Процесс обучения навыкам самообслуживания у детей должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

При формировании навыков социально-бытовой ориентации учитываются три фактора – возраст, особенности индивидуального развития и уровень развития детей.

материалы в печатный сборник 

Основными методами воспитания у детей навыков и умений являются индивидуальная работа и организованные игровые ситуации.

Формировать навыки самообслуживания у детей с ОВЗ следует начинать как можно раньше.

Помните, что формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки.

Никогда не упускайте возможности поощрить стремление ребенка быть самостоятельным. Как только вы заметите, что он хочет научиться делать что-то сам, старайтесь всеми способами поддержать в нем это желание.

Старайтесь дать ребенку возможность самостоятельно выполнить действие и вмешаться в процесс, только если это действительно необходимо.

Учитывая данную категорию воспитанников не рассчитывайте на получение быстрого результата, но стимулируйте их к собственной деятельности, учите эмоционально реагировать на ситуации успеха.

Обязательное условие работы – положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный детям, готовность педагогов терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность.

Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для развития познавательной деятельности ребенка, а, следовательно, и для его психического развития в целом. Учась самостоятельно удовлетворять первичные потребности (в пище, в защите организма от какого-либо вредного воздействия), ребенку волей-неволей приходится обследовать различные предметы и орудия.

Интерес и желание познакомиться могут вызвать у него лишь «полезные» раздражители (сначала пища, позже ложка, одежда и т.д.).

Только через овладение практическими действиями по самообслуживанию может развиваться и игровая деятельность, являющаяся ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте. Сначала ребенок знакомится с ложкой при кормлении, учится действовать с нею, лишь после этого становится способным «кормить» куклу.

Процесс формирования навыков самообслуживания важен для любого ребенка, у детей же с ограниченными возможностями здоровья успешность овладения навыками самообслуживания является необходимым условием успешной социализации и адаптации в обществе. Этот процесс может быть значительно растянут по времени в силу особенностей развития ребенка, а также по причине гиперопеки со стороны родителей «особого» ребенка, когда за него стараются выполнять многие вполне посильные действия.

Наша задача (специалистов) в этой ситуации – помочь родителям осознать возможности ребенка и как можно раньше привить ребенку навыки самообслуживания.

На первом этапе обучения взрослый выполняет действие совместно с ребенком: берет руки ребенка в свои и производит все необходимые операции его руками.

Взрослый должен максимально расчленить каждое действие на отдельные операции и, выполняя действие руками ребенка, постоянно придерживаться определенной последовательности. Например, обучая ребенка пользоваться чашкой, взрослый показывает (руками ребенка), как одной рукой взять чашку за ручку, другой поддерживать ее; как поднести чашку ко рту и затем, отпив, аккуратно поставить на стол.

Каждая операция обязательно сопровождается объяснением, например:

– Возьмем свитер, найдем воротник… вот он. Положим свитер перед собой… Теперь проденем руки в рукава и т.д. Малейшее стремление к самостоятельности должно поощряться.

При первоначальном знакомстве с предметами, действиями, которыми дети должны овладеть, ни при каких обстоятельствах нельзя игнорировать цветовые и другие зрительные качества, помогающие малышу ориентироваться в ситуации. Поэтому, знакомя ребенка с различными предметами в процессе обучения его действиям по самообслуживанию, надо обращать внимание ребенка на цвет предметов и постараться, чтобы предметы (чашка, тарелка, вешалка для полотенца и т.д.) были по возможности ярких, насыщенных тонов.

Как научить ребенка есть ложкой?

Говорят, что в возрасте 10-12 месяцев малыш должен проявить интерес к манипуляциям с ложкой, выхватив ее из маминых рук. Можно воспользоваться этим моментом и тогда, месяцев в 15, ребенок с успехом будет трапезничать самостоятельно. Но что же делать, если этого не произошло?

С чего начинать?

      Отведите на процесс побольше времени. Важно, чтобы вы сами не нервничали и никуда не торопились. Если все же время поджимает, возьмите две ложки: одну дайте ребенку для тренировки навыка, а другой кормите его сами.  Морально настройтесь на то, что не вся пища попадет в пункт назначения. Под столик для кормления постелите клеенку, наденьте на малыша нагрудник, приготовьте салфетки. Можно использовать специальную тарелочку на липучке, которая не «убежит» от юного едока.

     Начинайте с густой каши, творога или картофельного пюре – им легче удержаться на ложке. К двум годам многие детки смогут справиться и с жидкой пищей. Убедитесь, что пища не горячая! Иначе надолго отобьете у малыша стремление к самостоятельности. С другой стороны, можно позаботиться и о том, чтобы каша не превратилась в холодную массу. Для этого существуют тарелочки с подогревом, где в специальный отсек на днище наливается горячая вода, которая не позволяет блюду быстро остыть.

Обучение самостоятельности в еде

       В преддошкольном возрасте (на втором-третьем году жизни) можно начинать обучение ребенка пользованию ложкой, чашкой самостоятельно. Вначале лучше давать ребенку маленькую кружечку, наполовину наполненную жидкостью, поскольку руки у него еще слабые. Он будет поддерживать кружку и лишь затем научится держать ее самостоятельно. Следите, чтобы кружка не оказалась горячей – это приведет к отказу ребенка держать ее в руках. Возможно, что первое время ребенок будет выпускать кружку или ложку из рук сразу же после того, как пища попала в рот. Но со временем он научится ставить кружку на стол и класть рядом с тарелкой ложку.

      Обучение пользованию ложкой обычно сопряжено с большими трудностями, чем обучение пользованию чашкой. Прежде всего, нужно познакомить ребенка с ложкой и тарелкой (обследовать и назвать их). Рукой ребенка надо потрогать дно пустой тарелки, затем положить в тарелку еду (не горячую) и тоже потрогать ее, объясняя при этом каждое свое действие. После этого можно дать ребенку ложку, сказав, что есть нужно ложкой, а не руками, и показать, как надо есть из ложки. Для этого надо зачерпнуть ложкой еду и показать это ребенку (потрогать еду в ложке его рукой). Очевидно, что делать это надо не на протяжении всего кормления, а лишь в его начале.

       Ребенок может сопротивляться, если взрослый пытается действовать при кормлении его рукой. Можно попробовать положить его руку на свою. Таким образом, рука ребенка будет следовать за рукой взрослого. Движение руки будет согласовываться с движениями головы и губ. Если малыш берет ложку в кулачок, ничего страшного. Позже научится держать правильно. Для крохи самое главное поначалу – научиться соотносить в пространстве столовый прибор, тарелку и собственный рот, проще говоря, не промахнуться.

       После того как ребенок научится держать в руках ложку, наиболее трудной операцией становится зачерпывание пищи. Если пища не жидкая, ребенок часто пытается положить ее в ложку левой рукой и, неся ложку ко рту, поддерживать ее. Если своевременно начать обучение, то к трем годам ребенок научится самостоятельно есть ложкой и пить из кружки.

      Если ребенок устал, не настаивайте на самостоятельности, докормите его сами. Важен позитивный настрой – не приносите его в жертву навыку. Положительному восприятию процесса способствуют и специальные упражнения в игровой форме.

Игры-упражнения

1.«Варим кашу». Скорее всего, малыш уже наблюдал, как мама варит в кастрюльке кашу, помешивая ее ложечкой. В небольшую миску, кружку или кастрюлю насыпьте что угодно (хоть кусочки бумаги), дайте ребенку в руки ложку и пусть он имитирует помешивание каши. Можно потом предложить готовое блюдо сидящим рядом куклам и мишкам (малыш зачерпывает ложкой «кашу» и старается донести ее до игрушечных ротиков). Можно «покормить» и маму с папой «Ням-ням! Ах, как вкусно! Спасибо, Андрюшенька!»

2.«Ситечко». Наберите в кастрюльку воды, бросьте туда разные предметы (небольшие). Поставьте рядом пустое блюдо. Дайте малышу ситечко на ручке. Задача ребенка – выловить из воды с помощью ситечка все предметы и переложить их в пустую ёмкость. Постепенно ситечко заменяем на ложку.

  1. «Приглашаем на чаёк».Наливаем в стакан или в кружку воду. Имитируем перемешивание сахара в чае. Сначала придерживайте ручку ребенка своей рукой. Обратите его внимание на то, что ложка в стакане не должна сильно стучать (хотя это самое интересное) и вода не должна выплёскиваться. Упражнение будет особенно интересным, если стакан прозрачный, а в воде размешиваем красящие крупицы (например, марганцовку или шафран, если не жалко).

4.«Экскаватор». Берем тарелку с широким основанием, насыпаем туда крупу. В середину ставим небольшой стаканчик.  Ложка – это ковш экскаватора. Зачерпнули из большой миски крупу – высыпали в стаканчик. Пытаемся его наполнить доверху. Пустая чашка может стоять и рядом с полной тарелкой.

А если малыш отказывается есть сам?

  • Возможно, вы начали слишком поздно. Не затягивайте начало обучения до двух лет. Не упустите момента, когда ребенок САМ проявляет интерес к ложке.
  • Малыш может быть не в настроении, плохо себя чувствовать (болеет, режется зубик и пр.). Переждите этот момент.
  • Не давите на малыша и не стыдите его. Не требуйте идеальной чистоты и изысканных манер. Все это со временем придет. На начальном этапе обучения главное – донести до рта содержимое ложки.
  • Попробуйте призвать на помощь сверстников. Недаром говорят, что в садике дети быстрее приобретают необходимые навыки.
  • Будьте последовательны. Начав обучение, не отступайте («Сегодня ты ешь сам, а завтра я тебя накормлю»). Договоритесь с родственниками, что ребенок уже не нуждается в кормлениях с ложечки. Заручитесь их поддержкой.
  • Оставьте ребенка наедине с тарелкой. Сделать это лучше в начале кормления, когда малыш еще полон желания утолить голод.

Одевание

      Процесс одевания, прежде всего, должен происходить в замедленном темпе. Если мать, одевая ребенка, спешит, процесс одевания превращается для него в непонятные движения, которые к тому же неприятны (дергают за руки, сковывают в движениях и т.д.).

     Очень важно не упускать моментов проявления ребенком активности. Сначала ребенок помогает взрослому тем, что сам принимает нужное для выполнения каждого действия положение (протягивает руки, поднимает ноги, поворачивается к взрослому и т.п.). Затем он начинает стремиться выполнить самостоятельно ту или иную операцию. Взрослый должен побуждать малыша к этому словами: «Давай снимем колготки, возьмемся за резинку», направлять его руки, выполнять ту или иную операцию его руками.

     Постепенно отдельные операции ребенок начнет выполнять самостоятельно. Взрослый должен строго дозировать помощь малышу при одевании: выполнять за ребенка только те операции, которые он еще не в состоянии выполнить, выполнять вместе с ним операции, которые он учится выполнять, и не делать за него то, что он уже может делать сам.

       Бывает, что ребенок капризничает во время одевания: не хочет сам одеваться или, напротив, хочет все делать сам. В каждом конкретном случае нужно постараться разобраться в причине каприза.

       Если ребенку трудно выполнить действие, которое он уже выполнял самостоятельно, взрослый помогает ему вспомнить последовательность операций, направляет руки ребенка, помогает поверить в свои силы:

– Ты можешь сделать это сам. Помнишь, как хорошо ты сделал это вчера?

      К трем годам ребенок должен научиться самостоятельно, снимать майку, рубашку, штанишки, колготки, тапочки и одеваться с помощью взрослого.  Во время раздевания нужно учить малыша не выпускать снятую одежду из рук, а протягивать ее взрослому. Перед сном следует показать малышу, как аккуратно повесить белье на стульчик, поставить тапочки около ножки кровати. Он должен также узнать, где висит верхняя одежда, стоит обувь.

Чтобы ребенок с желанием одевался

  1. Отмечайте его трудолюбие и желание все делать самому.
  2. Изо дня в день придерживайтесь одних и тех же требований: «для того, чтобы мы пошли гулять, ты должен одеться».
  3. Можно предложить ему помощь «Разреши, помогу застегнуть пуговицы!».
  4. Не должно быть лишней одежды.
  5. Одевание на прогулку можно обыграть незатейливым сюжетом, придумав какое – нибудь забавное обоснование для этого нужного дела.
  6. Помочь ребенку: «Трудно тебе – я пришел на помощь. Будет трудно мне – ты поможешь!», но при этом не делать за ребенка то, что он может сделать самостоятельно.

        Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни. Аккуратность в воспитании ребенка имеет особенно большое значение. Все предметы обихода, личные вещи ребенка, игрушки должны лежать на определенном месте. Нужно стараться, чтобы ребенок как можно скорее запомнил, где лежит каждая вещь, и всегда клал ее на место.

Обучение навыкам туалета

       В выработке навыков туалета очень важно, чтобы мать была внимательна к поведению своего ребенка и знала способы выражения им неудобства.

      Не следует начинать высаживать ребенка на горшок слишком рано; надо четко выработать время высаживания (до сна, после сна, после еды и т.д.). И если попытки не всегда увенчаются успехом, не следует настаивать, так как это часто приводит к сопротивлению ребенка, что значительно затянет время формирования навыка. Никогда не оставляйте ребенка одного на горшке до того, как у него не выработается самостоятельность, и не оставляйте его сидеть долго, так как ребенок ищет в таких случаях занятия и у него могут выработаться вредные привычки.

К двум годам ребенок способен овладеть навыками туалета.

Как правильно умываться и чистить зубы?

       Пред тем как начать чистить зубы, очень важно хорошо вымыть руки с мылом. Затем необходимо зубную щетку смочить в теплой кипяченой воде, далее выдавить зубную пасту на всю щетину щетки. Начинать чистить зубы необходимо с передних верхних зубов, ставим щетку и чистим движением сверху вниз, затем таким же образом нижние передние зубы движением снизу-вверх. Далее переходим к чистке боковых зубов таким же образом сверху вниз и снизу-вверх. Затем те же движения повторяем и с внутренней частью зубов, тщательно прочищая их сверху вниз и снизу-вверх. Далее переходим к круговым массажным движениям по всей полости рта, затем переходим к полосканию зубов, для этого используем кипяченую воду, налитую в стаканчик. Рот необходимо полоскать до тех пор, пока не выполощется вся зубная паста. Данная процедура длится около 3 минут.

Уход за зубами и полостью рта

Для чего нужно ухаживать за зубами? Чтобы предотвратить гниение и разложение пищевых остатков в полости рта.

Самая лучшая щетка та, у которой:

  • Между пучками щетинок есть промежутки;
  • Щетина не жесткая.

Сколько раз нужно чистить зубы?

  • Один раз и лучше утром, перед сном лучше хорошо прополоскать рот.

Где хранить щетку?

  • Щетину щетки лучше намылить мылом и хранить в сухой посуде. Перед употреблением смыть мыло теплой водой.

Что вредно для зубов и полости рта?

  • Пользоваться металлическими предметами для чистки зубов.
  • Употреблять горячую пищу сразу после холодной и наоборот.
  • Есть сладкое на ночь.
  • Откусывать нитки, раскалывать зубами орехи, сосать пальцы.

Чтобы зубы не болели, нужно:

  • Употреблять чаще твердую пищу – яблоки, морковь.
  • Разнообразить питание, в нем должны быть витамины, углеводы, белки.
  • Полоскать рот после еды.
  • Регулярное посещать стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней.
  • Выпивать каждый день полстакана молока, задерживая во рту каждый глоток.

Чтобы ребенок с желанием убирал игрушки

  1. Отмечайте его трудолюбие, выдумку.
  2. Можно предложить ему помощь «Разреши, помогу!».
  3. Изо дня в день придерживайтесь одних и тех же требований: «Нельзя идти гулять, не положив игрушки на место».
  4. Не должно быть обилия игрушек.
  5. Сбор игрушек можно обыграть незатейливым сюжетом, придумав какое – нибудь забавное обоснование для этого нужного дела.
  6. Помочь ребенку: «Трудно тебе – я пришел на помощь. Будет трудно мне – ты поможешь!», но при этом не делать за малыша то, что он может сделать сам

Как воспитывать у детей самостоятельность?

      Следует предложить ребенку самому сделать что-то очень      интересное: постирать белье кукле, свои носочки и порадоваться, какими они становятся чистыми; самому сложить книжки на полке – сказки со сказками, а раскраски – с раскрасками; самому убрать игрушки и самому построить «гараж» и самому поставить туда все машины. Взрослым можно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам, но не делать за него.

      Появление у ребенка стремления к самостоятельности становится притягательным и эмоционально значимым для ребенка. Ребенок старается справиться с трудностями, поэтому так необходимо поддержать ребенка, заметить даже самый меленький его успех. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе, будет способствовать лучшему выполнению работы.

Чтобы ребенок рос трудолюбивым, нужно…

  • Дать ребенку постоянное поручение, за которое он должен нести ответственность в семье.
  • Научить его правильно выполнять поручение, терпеливо разъяснять, советовать, показывать, помогать ему в работе.
  • Добиваться того, чтобы начатое дело ребенок доводил до конца.
  • Вызывать у ребенка чувство удовлетворения, дать ему почувствовать радость труда, успеха в работе.
  • Внимательно оценивать его за работу, поощрять за старание.
  • Рассказать ребенку о своей работе и товарищах по работе.
  • Не наказывать ребенка за плохую и неправильно сделанную работу. Дать ему возможность самому исправить свои ошибки.

       Работа по формированию навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья – процесс иногда длительный и трудоемкий и специалисты обязательно должны действовать в одном ключе с родителями. На родительских собраниях, консультациях, в индивидуальных беседах специалисты рассказывают о требованиях программы и по самообслуживанию, о работе, которая проводится на занятиях. Родителям даются рекомендации о том, как дети должны обслуживать себя дома, прежде чем требовать от ребенка качественного и правильного выполнения работы, надо объяснить и показать, что и как он должен сделать, не наказывать, поощрять за старание, не перегружать.

      Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируется привычка к чистоте, опрятности и аккуратности.  В период формирования навыков самообслуживания у ребенка нужно помнить, что умения и навыки самообслуживания формируются постепенно, но при постоянной и систематической работе в этом направлении. Не нужно пытаться опередить природу, и не нужно ориентироваться на других детей. Каждый ребенок развивается индивидуально, нужно только ему помогать и поддерживать его.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь