Камни «Марблс» инновационный прием в работе педагогов ДОУ с детьми дошкольного возраста для их всестороннего развития

Базарова Татьяна Михайловна,
педагог-психолог
Хоменко Лилия Анатольевна,
воспитатель
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
г. Старый Оскол, Белгородская область

 

Материал участников  Второго межрегионального Фестиваля мастер-классов среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений «Творческой мысли каскад» – 2022 год

Мастер-класс для педагогов

Презентация педагогического опыта педагогом-мастером

Тема нашего мастер-класса «Камни «Марблс» инновационный прием в работе с детьми дошкольного возраста для их всестороннего развития».

Вся жизнь ребенка – игра. Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камушков пробуждают в ребенке чувство прекрасного. Поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с детьми должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Это подтолкнуло нас к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков, которые называются Марблс, а в дальнейшем стало пособием «Камешки Марблс».

Рекламное сообщение

Данное пособие было апробировано в индивидуальной и подгрупповой работе со всеми возрастными категориями детьми-дошкольниками, которое показало свою эффективность в ознакомлении детей с цветом, формой, а также в развитии мелкой моторики и тактильных ощущений.

В процессе использования пособия «Камешки Марблс» дети находили пары одинаковых камешков (камешков-фигурок) и выстраивали их в ряд (группы). Это способствовало не только развитию умения различать цвета, усвоению названий цветов, находить цвет по образцу и по словесному обозначению, ориентировке на плоскости, но и стимулированию зрительно-поисковой деятельности, повышению концентрации внимания.

2.Представление системы работы
Пособие «Камешки Марблс» предназначено для коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста, но может быть использовано воспитателями ДОУ в работе со старшими дошкольниками в рамках организованной образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.

Актуальность
Данное пособие направлено на развитие у детей пространственных отношений, тактильных ощущений, психических процессов (внимания, памяти, воображения и мышления), мелкой моторики, речи, концентрацию общего внимания и т.д. Развитие у детей данных психических процессов создает благоприятные условия для их всестороннего развития, а также успешно развивает фантазию и творчество воспитанников.

Цели использования пособия:
Коррекционно-образовательные: научить детей координировать движения пальцев и кистей рук, ориентироваться на плоскости, дифференцировать цвета, формы и величину.
Педагогические: развитие психических процессов; концентрация общего внимания; обогащать словарный запас; развивать фразовую речь; тренировка моторики; тренировка в счете.
Коррекционно–воспитательные:
– воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;
– учить принимать условия игры, работать в совместной деятельности,
– сопереживать, поддерживать другого участника;
– формировать дружеские взаимоотношения;
– способствовать эстетическому развитию ребёнка.

Для достижения целей необходимо решить ряд задач, которые представлены вашему вниманию на экране:

  • Развивать умение различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению.
  • Развивать внимание, восприятие, мышление, слуховую память, мелкую моторику.
  • Развивать навыки самоконтроля.
  • Формировать зрительно-поисковую деятельность.
  • Воспитывать целеустремленность, инициативность, выдержку, дисциплинированность, организованность, собранность.
  • Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.
    Последовательность действий педагога-психолога и детей при работе с пособием. Детям предлагается:
  • Рассмотреть виды камешков в данном пособии, потрогать их;
  • Выполнить упражнение, самостоятельно подобрав камешки по цвету, форме и величине (упражнение «Сортировка камешков по форме, цвету и величине»);
  • Выполнить упражнение, самостоятельно на ориентировку пространственных представлений (например: положите красный камушек в центр листа. Синий – в левый верхний угол, зеленый – в правый верхний угол, синий – в правый нижний; зеленый – в левый нижний. Или педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок).
  • Выполнить упражнение, самостоятельно на ориентировку тактильных ощущений, на развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков «Марблс» (например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.) сначала с открытыми глазами, а затем с усложнением поиск игрушек с закрытыми глазами (упражнение «Найдем предмет» или «Угадай-ка»).

Показ презентации работы с пособием.

«Давай поиграем с тобой в маленького волшебника. У которого много сокровищ, с которыми он очень любит играть». Перед ребенком ставятся 3 коробки с камешками Марблс и открываются по очереди. Ребенок их рассматривает, трогает, рассказывает какие камешки он видит. Педагог-психолог предлагает ему их рассортировать по форме, цвету и величине, затем предлагает ребенку рисовать, но рисовать не карандашами и красками, не мелками и фломастерами, а разноцветными камешками (упражнение «Подбери по цвету», «Укрась предмет», «Укрась полянку»).

Варианты работы с материалом:
1. Игра «4-ый лишний».
Дети на карточках, предложенных педагогом-психологом, находят лишний предмет и кладут на него камень Марблс, поясняя свой выбор.

2. Игра «Сухой бассейн».
Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная камешками марблс, среди которых находится мелкая игрушка. Педагог-психолог предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее.
Вариант 2. У ребенка глубокая чаша, наполненная крупой, в которой находятся камешки марблс. Педагог-психолог предлагает ребенку найти и на ощупь описать их.

3. Игра «Золушка».
Задача: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся по форме, цвету, размеру.
Вариант 1. Разбери по цвету.
Вариант 2. Разбери по форме.
Вариант 3. Разбери по размеру.

4. Упражнение «Гирлянда».
Задачи: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно-двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.
Ребенку предлагается лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог-психолог показывает элемент (образец) части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом.

5. Упражнение «По дороге в гости к гному».
Инструкция: Детям поочередно предлагается проложить путь от одного гномика к другому. Задание усложняется тем, что дорога может быть как прямой, так и извилистой.

3. Проведение имитационной игры
Уважаемые коллеги! А сейчас мы вместе с вами выполним упражнение с использованием пособия «Камешки Марблс» «Лабиринты». Для этого упражнения мне понадобятся 3 человека.

Участники присаживаются за стол с заранее приготовленными карточками «Лабиринтами». Педагог-психолог предлагает коллегам для выполнения упражнения коробки с «Камешками Марблс».

Участники выполняют предложенное им упражнение, выкладывая дорожки камешками по их желанию. Как только участник выполняет упражнение, то говорит: «Я выполнил!». Упражнение заканчивается, после того, когда участник объяснил, почему он выбрал тот или иной вид камешков марблс и трудно ли было выполнять данное задание, а также после того, как камешки размещены в коробки.

Второй вариант игры.
Педагог-психолог: «Для выполнения второго задания «Укрась полянку» мне потребуется 2 человека. Задание коллегам проявить свою фантазию в украшении полянок с применением камешков марблс». Как только участник выполняет упражнение, то говорит: «Я выполнил!». Упражнение заканчивается, после того, когда участник рассказал свой замысел в украшении полянки, почему он выбрал те или иные виды камешков марблс и трудно ли было выполнять данное задание, а также после того, как камешки размещены в коробки.

4. Моделирование
Уважаемые коллеги! Пожалуйста, придумайте упражнения и игры с использованием пособия «Камешки Марблс» для дошкольников всех возрастных групп.

5. Рефлексия
– У вас имеются карточки с изображением цветка, напишите на обратной стороне свое впечатление о предложенном вашему вниманию пособии и пожелание. Спасибо.

Скачать (PDF, 1.04MB)

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь