Давайте понаблюдаем за малышами, каждый из которых занят своим делом. Игорь и Юра могут бросать мяч и бегать за ним 15-20 раз подряд. А вот Сережа чаще выполняет с мячом более спокойные движения: вращает мяч на месте, сидя прокатывает мяч от одной ноге к другой ноге, если бегает за мячом, то непродолжительное время. Как тут разобраться: кому из детей что нужнее и следует ли что-то менять.
Специальными исследованиями установлены значительные различия в двигательной активности детей. Для реализации такого подхода необходимо провести комплексную оценку двигательной активности детей 5-7 лет, осуществляемую с помощью шагомера, наблюдений и хронометража в течение всего времени пребывания в саду (с 8.00 -18.00 ч.). Как правило, около 50% составляют детей с высоким и низким уровнем двигательной активности.
Дети большой подвижности всегда особа заметны, хотя и составляют примерно одну пятую часть.
Для гиперактивных детей, характерна высокая подвижность, двигательная расторможенность, импульсивность, не организованность. У них слабо сформированы механизмы самореализации деятельности и поведения, дефицит внимания мешает им сосредоточиться и слушать до конца объяснения взрослого. Большинство детей отличаются психомоторной возбудимостью, не редко у них наблюдаются повышенная потливость, по краснее лица, неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Это проявляется в замедлении восстановлении частоты сердечных сокращений и показателей артериального давления после окончания выполнения задания высокой степени интенсивности. Таким детям очень полезны игры- упражнения средней и низкой интенсивности, способствующие развитию памяти, концентрации внимания. Гипервозбужденным детям необходимо давать больше игровых упражнений, включающих двигательные задания на развитие глазомера и точности выполнения действий. Целесообразно давать детям упражнения на метание предметов в вертикальную, и горизонтальную цель. Для гиперактивных детей подходят игровые упражнения, направленные на развитие координационных способностей. Это ходьба по наклонной доске, шнуру, прямо, боком, приседая и делая повороты, балансирование на большом мяче.
Наряду с гиперактивными детьми большое беспокойство у педагогов и родителей вызывают малоподвижные ребята. Малоподвижные дети, как правило, часто болеющие и имеющие некоторые морфологические нарушения в состоянии здоровья. Для них характерна низкая двигательная активность и слабая выносливость. У этой группы отмечено значительное отставание от возрастных нормативов в показателях развития бега, прыжков, лазанья.
Дети нередко бывают неуверенными в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания, а также играть в коллективе. Этим детям свойственна пассивность, инертность, нежелание контактировать со сверстниками. Инструкторам и педагогам следует создать такие условия в игре, которые помогли бы ребенку поверить в свои силы и раскрыть свои способности.
В этом случае наиболее продуктивны упражнения и игры на развитие быстроты, скорости движений и выносливости («Догони мяч», «Прыгни и повернись», «Юла»). Значительное внимание обращается на воспитание устойчивого интереса к подвижным играм с элементами спорта (футбол, хоккей, бадминтон), развитие осознанной потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Вот некоторые игры упражнения для детей с высоким уровнем двигательной активности.
«Круговорот». Дети идут в колоне парами умеренным шагом. По сигналу последняя пара разбивается, и ребята бегут в начало колонны. Один ребенок обегает колонну справа, второй – слева. Оказавшись впереди колонны, дети вновь встают в пару, игра продолжается.
«Не ошибись». По кругу расставлены цветные кегли. За ними встают дети. По сигналу они начинают выполнять произвольные упражнения: ходят, прыгают. По сигналу каждый должен взять кеглю определенного цвета. Выигрывает тот, кто сделает это первым и без ошибок.
«Проведи мяч». На полу расставлены кубики. Ребенок ведет мяч ударами об пол, обходя или обегая кубики змейкой.
«Цапля». Детям задание: стоять на одной ноге с закрытыми глазами на полу; стоять на одной ноге на скамейке.
«Веселей играй, но мяч не теряй». В зале расставлены произвольным способом несколько дуг. Дети выполняют разнообразные движения с мячом. По сигналу быстро поднимают мяч вверх, потом ударяют им об пол (2-3 раза), после этого пытаются прокатить мяч под дугой.
Игры – упражнения для детей с низким уровнем двигательной активности.
«Ударь мяч и догони». Дети ударяют по мячу ногой, бегут за ним, берут в руки и быстро возвращаются на место.
«Собачка». Играют в тройках. Двое стоят на расстоянии 3м. друг от друга и перебрасывают мяч разными способами. А третий ребенок находиться между ними и старается поймать летящий над ним мяч. Если ему удается, он меняется местами.
«Волчок». Дети сидят на полу в обручах, приподымают ноги и стараются повернуться кругом, быстро отталкиваясь руками.
«Схвати шнур». Двое детей сидят на корточках спинами друг к другу. По сигналу встают и быстро бегут по кругу, догоняя шнур. Который тянет педагог, и выдергивают из его руки шнур. Выигрывает тот, кто сделает это первый.
«Дружные пары». Дети встают парами, берутся за руки. По сигналу кружатся на месте в одну сторону в течение 5-7с, а по сигналу останавливаются и после короткого перерыва кружатся в другую сторону.
«Оттолкни и поймай мяч». Дети играют парами, находясь на расстоянии 3 -3, 5м друг от друга. Один стоит, второй сидит на корточках. В руках у сидящего мяч. Он толкает мяч по полу стоящему, а сам после этого быстро встает, делает поворот вокруг себя и старается поймать мяч, брошенный ему стоящим ребенком. Стоящий ребенок поднимает катящийся по полу мяч и быстро бросает его партнеру. По сигналу они меняются местами.
Литература:
Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность- источник здоровья. Москва. Линка-Пресс. [c.32,33,81,83]
Шишкина В.А. Движение + движения. Москва «Просвещение». [c.6,11]
Чикова Эльмира Рифатовна
инструктор физической культуры
МБДОУ «Солдатский детский сад «Облачко»
Старооскольского городского округа