Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому мы думаем, что с целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование типа с новым экологическим мышлением, человека нового, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т.е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребёнка, дать ему минимум знаний о растительном и животном мире, о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.
Новизна заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивация развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Цель: Формирование ответственного отношения к родной природе и готовности к активным действиям по её охране.
Задачи:
- Формировать основы экологического мировоззрения и культуры.
- Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе родного края.
- Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
- Формировать потребности изучать и познавать окружающий нас мир.
- Развивать познавательный интерес.
- Воспитывать экологическую культуру.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие виды организации детской деятельности: игровая, чтение (восприятие), коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, двигательная, трудовая.
Формы и методы, применяемые в работе с детьми:
словесные (метод имитации, метод разговора, метод сочинения, рассказывания), наглядные, практические методы, репродуктивные методы (воспроизведение), проблемно-поисковые методы, проектная деятельность, проблемные ситуации, логические методы, сопоставление и сравнение, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция, доказательства, обобщение и абстрагирование, сбор и организация эмпирического материала, создание ситуации успеха, метод анализа конкретных ситуаций.
Календарь составлен для нашего детского сада. В процессе создания экологического календаря мы ориентировались на наш тематический план.
Таким образом, наряду с традиционными праздниками – государственными и народными, появились в календаре и экологические праздники:
- ·Акция «Каждой пичужке по кормушке» (20января)
- ·День Юного метеоролога (10 февраля)
- ·Неделя здоровья (17-21 февраля)
- ·День Земли, Воды, и воздуха (21марта)
- ·День Птиц (1 апреля)
- ·День Здоровья (7 апреля)
- ·Экологическая неделя знаний (25-29 апреля)
- ·День Климата (15 мая)
- ·День биоразнообразия (22 мая)
- ·День Эколога (5 июня)
- ·День Нептуна (7 июля)
- ·День бездомных животных (16 августа)
- ·Российский день Леса (15 сентября)
- ·Неделя «Очистим планету от мусора» (21-27 сентября)
- ·День защиты животных Красной Книги (4 октября)
- ·Экологический фестиваль (12 октября)
- ·День Энергосбережения (11 ноября)
- ·Вторая жизнь мусора (15 ноября)
- ·Акция «Ёлочка – зелёная иголочка» (7-11 декабря)
Селягина Елена Ивановна, воспитатель
ГБОУ СОШ № 3 СП «Детский сад № 31 «Сказка»