Батаговская Наталья Николаевна
Малявина Наталья Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 27 «Березка»
г. Старый Оскол
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
«Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь» В. А. Сухомлинский.
Экологическое воспитание дошкольников является, прежде всего, нравственным воспитанием, поскольку в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, стремление защитить и сберечь природу.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя:
- – нравственное воспитание – воспитание гуманного отношения к природе;
- – интеллектуальное развитие – формирование системы экологических знаний и представлений;
- – эстетическое развитие – способность воспринимать и восхищаться прекрасным в природе;
- – волонтерство – участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями и животными, охране и защите природы.
Необходимо формировать у детей гуманное отношение к природе:
- – воспитывать бережное и заботливое отношение к природе;
- – способствовать освоению норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
- – проявлять активное отношение к объектам природы: заботу, оценку деятельности людей по отношению к природе.
При формировании гуманного отношения к природе, необходимо, чтобы дошкольники поняли тесную взаимосвязь человека и природы. Осознали, что забота о природе – это забота о человеке, его будущем. Необходимо включать детей в посильную практическую деятельность. Создавать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Поддерживать положительное эмоциональное состояние детей, способствующее дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Эко – волонтерское движение в России набирает новые обороты. Поэтому, перед нами встает задача сделать его интересным, привлекательным, полезным для ребят, чтобы они были активны на всех этапах деятельности.
Цель экологического волонтерского движения в ДОУ: привлечение внимания к вопросу о защите экологической среды, социальная пропаганда при использовании разных форм природоохранных мероприятий на территории ДОУ, города, организованная участниками воспитательно-образовательного процесса.
Задачи:
- – формировать экологическую культуру дошкольников;
- – создать условия для применения детьми умений по защите окружающей среды;
- – вызывать у дошкольников желание охранять окружающий мир;
- – обеспечить активность каждого ребенка при проведении природоохранных мероприятий;
- – способствовать созданию условий для формирования основ экологического волонтерского мировоззрения детей дошкольного возраста.
Эко – волонтерская деятельность дошкольников включает в себя:
- – посадку цветов и деревьев;
- – благоустройство и обустройство дворов, игровых площадок своих возрастных групп и групп младшего дошкольного возраста;
- – помощь животным;
- – экологические акции, уборку мусора и загрязнений;
- – пропаганду здорового образа жизни и др.
Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.
Организация волонтерского движения в детском саду, при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, его нравственных качеств. Дошкольный возраст – отличный возраст для старта. В этом возрасте малыши начинают понимать значение слова «помощь». Помощь в уборке на территории детского сада, посадке цветов, поддержка нового ребенка в группе – детское волонтерство может принимать любые формы.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее. Детям необходимо помочь осознать значение природы, как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту, самоценность живого существа.