Экологическое воспитание дошкольников посредством экологизации предметно-пространственной среды

Утицких Надежда Анатольевна
Труфанова Наталья Анатольевна
Донцова Виктория Дмитриевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 16 «Ивушка»
Старооскольского городского округа

Региональный научно-практический семинар «ДЕНЬ ЗЕМЛИ», формирование осознанно-правильного отношения детей к природе, экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО»

 

Экологическое воспитание дошкольников начинается в раннем возрасте, именно в этот период ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и обществе, накапливает представления о различных формах жизни, а в дальнейшем формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.

Ребенок знакомится с окружающей средой через наблюдения, эксперименты, на основе которых разовьется интерес к природе. В доступной форме мы должны показать ребенку, что все в природе находится в определенной связи, зависимости. Для этого мы используем различные техники и методы. Поскольку наглядно-действенное и наглядно-образное мышление свойственно детям раннего возраста, это обязывает нас строить процесс обучения таким образом, чтобы дети усваивали всю основную и необходимую информацию не вербальным, а визуальным методом.

Правильно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.

Если рассматривать экологическое образование как структурный элемент системы, важно определить, что экологическое образование осуществляется в реальных условиях природы и общества, а образование присутствует там, где используются символические средства (знаки, речь, схемы, модели, системы). В детском саду мы традиционно ходим на прогулки, это позволяет детям непосредственно наблюдать природные и социокультурные явления. Такие формы познания являются основополагающими в экологическом воспитании дошкольников. Занятия, которые мы проводим с детьми, в основном упираются на знаковые, модельные  инструменты, которые можно считать ведущими в обучении. Совокупность и сочетание всех форм составляют систему экологического образования [31, с.29].

Рекламное сообщение  

Раннее дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и окружающим [36, с. 13].

Экологическое воспитание детей – это воспитание гуманного отношения к природе, развитие эстетических чувств как умения видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, стремление сохранить ее. А технология формирования принципов экологической культуры у дошкольников основана на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, со знаниями, которые растут и живут рядом с ребенком.

Экологизация развивающей предметной среды предполагает создание условий для когнитивного развития ребенка. Это возможность экспериментировать с природными материалами, наблюдать за объектами  природы; проявлять интерес к природным явлениям, искать ответы на интересующие ребенка вопросы и поднимать новые вопросы. [45, с. 6].

Основными элементами эколого-развивающей среды в нашем детском саду являются уголки природы, мини-лаборатории, библиотека, сад, территория детского сада.

Флора  нашего уголка природы очень разнообразна. Именно с раннего возраста мы учим детей внимательно наблюдать за явлениями природы и устанавливать простейшие связи между ними. И подводим детей к пониманию того, что необходимо создавать благоприятные условия для роста растений (определенная почва, солнечный свет, тепло, влага). В процессе ухода дети приобретают простые навыки. Растения содержат в чистоте, правильно поливают, опрыскивают из пульверизатора растения с мелкими листьями, а растения с крупными листьями протирают влажной щеткой или салфеткой. Помимо постоянных растений в уголке природы есть и временные объекты природы, например, мини – огород на окне. Где дети выращивают лук и чеснок.

В нашем уголке природы есть такие комнатные растения, как фиалка, бальзамин, фикус, папоротник, бегония. Экологические особенности растений отражены на специальных табличках – паспортах.

Более доступными элементами развивающей предметной среды для дошкольных учреждений являются сад и огород. Мы используем огород для того, чтобы дошкольники знакомились с основными овощными культурами и имели  навыки ухода за ними. Вся территория участка нашего детского сада №16 “Ивушка” благоустроена. По периметру забора высажены высокие деревья и кустарники, которые создают зеленый щит, защищающий внутреннее пространство от пыли, шума, сильного ветра и выхлопных газов автомобилей. Зеленый щит из деревьев и кустарников позволяет создать хорошие условия для пребывания детей.

Ландшафтный дизайн территории детского сада разнообразен и красив, что создает благоприятную визуальную среду. На нем растут такие деревья, как береза, каштан, душистая сирень, сосна, голубая ель, липа. Здесь также много фруктовых деревьев: яблони, груши, вишни, сливы.

На территории детского сада также много цветов. Цветущие растения создают прекрасную среду обитания: они развивают восприятие, благотворно влияют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции. Цветки растения удивительно разнообразны по форме, цвету и аромату. Они вписываются в каждый групповой участок. Каждый цветок прекрасен по-своему. Как многолетние, так и однолетние цветы растут в разных местах участка. Вдоль главных дорожек растут многолетники – тюльпаны, ирисы, лилии, пионы, флоксы. На каждом групповом участке высажены однолетние растения: бархатцы, календула, астра, петуния. Все растения просты в уходе и цветут долго.

В нашей группе есть библиотека, в которой представлены различные детские экологические книги и энциклопедии о животных и растениях.

В образовательной деятельности мы используем  видеоролики о природе, слайдовые презентации. Для ознакомления мы отбираем красочные иллюстрации животных и растения, внешний вид и поведение которых наиболее интересны в определенный период и наиболее ярко и глубоко влияют на чувства ребенка. Содержание занятий по экологии подводит детей к их мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, о связях и взаимоотношениях между различными объектами природы, о постоянных изменениях в природе и ее развитии. Занятия проводятся в различных формах:

– беседы на образовательные темы “Овощи и фрукты”, “Как лесные животные готовятся к зиме”, “Домашние и дикие животные”, “Кто может обидеть ель и как ей помочь”, “Перелетные и зимующие птицы”, “Юные защитники природы”, “Правила поведения в лесу”.

– интересные, познавательные рассказы и энциклопедии “Все о животных”, “Добро пожаловать в экологию”

– экспериментальная деятельность, где расширяются представления детей о свойствах воды, песка, снега. Вода (льется, нагревается, замерзает), песок (сухой – крошится, мокрый – лепится), снег (холодный, белый, тает от тепла).

 Истоки экологической культуры начинаются с сознательно правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, которые ее охраняют и создают, а также к людям, которые создают материальные или духовные ценности на основе ее богатств.

 

Скачать (PDF, 3.24MB)

 

 

Литература

  1. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 184 с.
  2. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 2000.
  3. Вавилова, В. О методике экологического образования [Текст] / В.О. Вавилова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 123.
  4. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях (Теория и практика)  / Н.А. Рыжова. – Москва, 2000. – 276 c.
  5. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы)  / Н.А. Рыжова. – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 192 с.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь