А.В. Писарева
старший воспитатель
МБДОУ ДС № 316
г. Уфа Республика Башкортостан
Материал участвует в ПОСТОЯННО действующем Всероссийском заочном профессиональном практико-ориентированном конкурсе «Самая интересная презентация»
Тема моего выступления «Экологическое воспитание дошкольников через разнообразные виды деятельности»
Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды – одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили.
Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука.
Таким образом, экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи понятия экологии.
Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что экологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты.
Задачи экологического воспитания дошкольников:
- формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Столь раннее формирование экологической направленности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко, потому что это интересно.
Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней.
Поэтому работа с детьми дошкольного возраста так важна для формирования экологической культуры личности.
Воспитатель детского сада – главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников это: Сюжетно -ролевые и д/игры, Игры с природным материалом, Целевые прогулки и наблюдение в природе, Просмотр фильмов о природе, Чтение детской художественной литературы, Труд в мине – центре природы, Работа с календарями природы, дневниками наблюдений, Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария, Изобразительная деятельность по экологической тематике, Беседы с детьми на экологические темы, Экологические досуги, проекты, Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе.
На первом месте, это конечно экологические занятия, на которых мы знакомимся с животными, насекомыми, птицами, деревьями, с условиями их роста, средой обитания. Полученные знания закрепляем на практике и в художественном творчестве.
Сюжетно ролевые и дидактические игры. В своей работе мы часто используем дидактические игры по экологии, такие как «С какой ветки детки?», «Кто, где живёт?», разрезные картинки т. д. В игре дети развиваются интеллектуально, более чувственно учатся воспринимать мир, закрепляют знания.
Игры с природным материалом. Развитие мелкой моторики, ловкости, эстетического вкуса и слухового внимания, умения захватывать мелкие предметы, складывать их.
Целевые прогулки и наблюдения в природе. Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Знакомим детей с изменениями природы по сезонам. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки – корешки».
Просмотр фильмов о природе. Ребенок через фильмы не только воспитывается, но и учится, получая новые знания и представления о мире. Поэтому от качества содержания фильма зависит и то, чему ребенок научится, какие знания и представления получит.
Чтение детской художественной литературы. С самого раннего детства ребенка сопровождает книга, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
Труд в мине центре природы. В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
Работа с календарями природы, дневниками наблюдений. Ведя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.
Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария. Изучение растений начинается еще в детском саду: детям рассказывается о многообразии растительного мира, об особенностях растений, об их вреде и пользе для человека и животных. Но никакая фотография не сравнится с настоящим растением, которое ребенок сам нашел и засушил. Детям дошкольного возраста сложно запомнить названия деревьев. Гербарий, созданный вместе с детьми, в этом поможет.
Изобразительная деятельность по экологической тематике. Создание устойчивой мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей с помощью изобразительного искусства.
Беседы с детьми на экологические темы. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе. Знакомить детей с изобразительным искусством, развивать художественное восприятие, учить эмоционально откликаться на действие произведения. Учить детей понимать содержание картин, воспитывать чуткое отношение к природе. Формировать умение выражать свои мысли, уметь вести беседу.
Очень тесно ведем работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы). В декабре по проекту «Птицы» была проведена природоохранная акция «Накормите птиц зимой»
План проведения акции:
- Изготовление кормушек для птиц родителями вместе с детьми.
- Развешивание кормушек по близлежащей территории детского сада.
- Ежедневная подкормка птиц.
- Наблюдения за птицами и их повадками.
Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у детей, формированию ценности к окружающей их действительности, воспитывают бережное отношение к природе, ко всему, что их окружает.
Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.
Поэтому самое главное в процессе экологического воспитания привить ребенку главные принципы его жизни в гармонии с природой:
1. «Не навреди».
2. «Познавая, не разрушай».
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:
– Что я хочу сделать?
– Зачем мне это нужно?
– Кто и что при этом приобретает, а кто и что теряет?
5. «Подумай о последствиях!»