ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ

0
9735

Материал опубликован во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», март — 2021

Шехина Елена Степановна

воспитатель

МДОУ Детский сад комбинированного вида № 14

г. Раменское, Московская область

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ

конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию

материалы в печатный сборник 

Цель: закрепить и обобщить знания детей о транспорте, познакомить с новым видом – экологическим транспортом.

Задачи:

  • Развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения – наземный, воздушный, водный; умение рассуждать, делать выводы.
  • Укреплять навыки нахождения признаков различия и сходства грузового и пассажирского транспорта.
  • Расширение словарного запаса детей по данной теме;
  • Развитие связной речи, совершенствование умения владеть речью, как средством общения;
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе;
  • Развивать интерес к экологическому виду транспорта.

Предварительная работа:

– Наблюдение за транспортом.

– Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт».

– Беседы, дидактические игры и занятие о правилах дорожного движения.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудования и материалы: иллюстративный материал с изображением транспорта; иллюстративный материал с разными видами транспорта (наземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой, специальный), иллюстрированный материал с видами экологического транспорта, волшебный мешочек с игрушками – транспортом.

Ход занятия:

Дети располагаются на стульчиках в кругу.

Утреннее приветствие:

Встанем вместе мы по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу,

Нам здороваться не лень,

Говорим мы «Добрый день»!

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Здравствуйте, дорогие гости!

(дети садятся полукругом на стульчиках)

Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать:

1.Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Автобус

2.Он тяжёлый и стальной

Работяга полевой.

Пашет, сеет, возит, косит,

Лишь солярку кушать просит.

Трактор

3.Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет.

Что такое?

Самолет

4.Ем я уголь, пью я воду,

Как напьюсь – прибавлю ходу.

Везу обоз на сто колес.

И называюсь…

Паровоз

  1. Двери, окна, но не дом.

Есть сиденья даже в нём.

Фары светят, как глаза,

Есть четыре колеса.

Из-под них клубится пыль.

Это что?

Автомобиль

  1. На море, в реках и озёрах

Я плаваю, проворный, скорый.

Среди различных кораблей

Известен лёгкостью своей.

Катер

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будет говорить на занятии? Как одним словом можно назвать все эти игрушки?

Дети: транспорт.

Воспитатель: Ребята, а на какие виды можно разделить весь транспорт? Например, автобус едет по дорогам, значит он – наземный транспорт.

Воспитатель: Какой ещё наземный транспорт вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А есть подземный вид транспорта, как вы думаете?

Дети: метро!

Переходим на свои места за столы.

(смотрим плакаты – подсказки на доске)

Воспитатель: Продолжаем, корабль плывёт по воде, значит это… дети продолжают. водный

Воспитатель: А есть подводный транспорт? Например?

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на картинки-подсказки на доске. Какие ещё виды транспорта мы не назвали?

Продолжаем приводить примеры других видов транспорта: воздушный.

Примеры детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

А теперь предлагаю вам побывать в роли пилотов самолёта! Кто-нибудь из вас хоть разочек управлял самолётом? Сейчас мы эту мечту осуществим!

Физкультминутка «Самолёт»:

Самолёт летит по небу, (руки в стороны)

Крылья подставляет ветру. (поднимаем правую руку выше)

То ка птица он парит, (теперь левую руку)

То по воздуху кружит. (по очереди обеими руками)

А теперь пора спускаться, (опускаем ручки)

На посадку приземляться. (тянем штурвал на себя)

Опустились мы легонько (выдвигаем стульчики)

И садимся потихоньку. (садимся на стульчики)

Воспитатель: А скажите мне, пожалуйста, ребята, чем отличается пассажирский транспорт от грузового?

Дети: пассажирский перевозит пассажиров (автобус, троллейбус, такси, трамвай), грузовой – грузы (самосвал, молоковоз, цементовоз).

(Приводим примеры).

Воспитатель: А какой транспорт называют специальным? (скорая помощь, пожарная машина, мусоровоз)?

Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по специальному номеру телефона, если требуется срочная помощь: пожарная машина 101, полицейская машина 102, скорая помощь 103. Или по номеру 112.

Есть и другой специальный транспорт, например: мусоровоз, эвакуатор, бензовоз, аварийная служба, инкассация и др.

Воспитатель: Молодцы! Давайте мы с вами поиграем в игру «Что лишнее?»: (на столе расставлены игрушки, дети выходят по одному называют все игрушки, находят лишнюю, объясняют почему она лишняя, остальные ребята проверяют):

  • Автомобиль, самолёт, троллейбус, автобус (воздушный);
  • Трактор, катер, джип, паровоз (водный);
  • Трамвай, поезд, автомобиль, метро (все остальные ездят по рельсам – рельсовый транспорт) взять рельсы.

Воспитатель: Ребята, на каком топливе работает транспорт?

Ответы детей: бензин, газ (автомобили), дизельное топливо, уголь (паровозы), электричество (электрички, поезда, трамваи, троллейбусы, электромобили), воздух, энергия человека (велосипед, самокат).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, транспорт, который использует для своей работы бензин, газ и уголь, вредит окружающей среде?

Да! Такой транспорт загрязняет воздух выхлопными газами. Воздух становится грязным, таким воздухом тяжело и вредно дышать нам с вами, животным и растениям тоже. Такой транспорт называют неэкологическим, потому что он плохо воздействует на нашу экологию. Но, несмотря на это, мы всё равно пользуемся транспортом. Ребята, а зачем нам нужен транспорт? (перемещаться, путешествовать, перевозить грузы и пассажиров).

      Но среди всего транспорта есть особенный вид – экологический транспорт, который не загрязняет воздух. И мы с ним сейчас познакомимся. Ребята, сейчас люди стали больше уделять внимания на создание и развитие экологических видов транспорта. Таких, которые не приносят вреда окружающей среде. Среди них давно известные вам: трамваи, троллейбусы, метро. К сожалению, в нашем городе такого транспорта нет. А вот, например, кто гулял по Москве, скорее всего встречал и трамваи, и троллейбусы, и, конечно, ездил в метро. Работают они благодаря электричеству, не выделяя вредных веществ в окружающую среду. Это всё общественный транспорт, предназначен для передвижения по городу и для перевозки пассажиров.

     Есть ещё вид экологического общественного транспорта – это электрички, только они перевозят пассажиров не по одному определённому городу, а между несколькими разными городам, например, Москва-Рязань.

     Одним из новых экологически чистых видов транспорта можно назвать электробус. Кто знает, что это за транспорт? Это автобус, который работает на электрической энергии, может перемещаться как троллейбус при помощи контактных проводов либо без них, но с аккумулятором электрической энергии.

     А ещё есть личные экологически чистые виды транспорта. И многие из них вы прекрасно знаете. Например, велосипед, самокат – они работают за счёт человеческой энергии. Или же гироскутер, моноколесо, сегвей – они работают благодаря собственному электродвигателю, это двигатель, который работает от электричества.

      А ещё есть такой очень редко встречающийся экологический транспорт, как электромобиль, воздухомобиль, автомобиль на солнечных батареях. Но эти автомобили не предназначены для долгих путешествий. Автомобиль на солнечных батареях перемещается только в светлое время суток и в хорошую солнечную погоду, когда светит солнышко, у электромобилей маленький объём аккумуляторной энергии, её тоже недостаточно для долгой поездки, у воздухомобиля небольшое количество сжатого воздуха в баллоне, который находится внутри машины. Поэтому они передвигаются на небольшие расстояния. Но при этом они самые экологически чистые.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, среди водного вида транспорта есть экологический?

Дети: лодка, парусник.

Воспитатель: Правильно, они двигаются при помощи силы течения в море или реке, при помощи энергии людей, если грести вёслами, а паруснику помогает сила ветра. Ветер раздувает, наполняет воздухом паруса, и парусник движется вперёд, но только в том направлении, куда дует ветер. Против ветра парусник плыть не может.

Игра-итог «Расскажи об этом транспорте» (ребёнок выбирает любую игрушку-транспорт и рассказывает всё, что о ней знает. Например, пожарная машина – это специальный транспорт, тушит пожары, наземный, работает на бензине, неэкологический транспорт).

Приготовить 3-4 игрушки-машинки (одну себе, для примера пожарная машина. И для детей: скорая помощь, катер, вертолёт, метро)

Воспитатель: Ребята, о чём мы с вами говорили? (о транспорте). Что нового вы сегодня узнали? С каким видом транспорта мы сегодня познакомились? (с экологическим)

В чём его преимущество перед неэкологическим транспортом? (не загрязняет окружающую среду).

Используемая литература:

  1. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48.
  2. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
  4. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь