ЯВЛЕНИЯ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

0
4698

    Материал размещен в Печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАРТ-2021»

Астафьева Любовь Ивановна

Харатян Елена Евгеньевна

Трегубенко Любовь Григорьевна

воспитатели

МБДОУ «Борисовский детский сад «Ягодка»»

Поселок Борисовка

Рекламное сообщение     

ЯВЛЕНИЯ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

подготовительная группа

Цели деятельности педагога: продолжать знакомить с явлениями неживой природы, их происхождением, влиянием на всё живое; развивать любознательность, наблюдательность; закрепить правила безопасного поведения во время грозы, снегопада, гололёда.

Предварительная работа: наблюдение за природными явлениями (грозой, ветром, радугой, снегопадом и др.); прочитать произведение В. Серовой «В грозу», рассказ Л. Толстого «Гроза».

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением явлений неживой природы, схема движения облаков, запись песни «Про дождь» В. Шаинского; на каждого ребёнка: лист бумаги, цветные карандаши.

Ход образовательной деятельности

  1. Сюрпризный момент.

Воспитатель предлагает вниманию детей волшебную коробочку, которую прислала Снежная королева. Открывает её.

Воспитатель. Посмотрите, что внутри? (Кусочки льда.) Потрогайте их. Какой лёд? (Лёд холодный, скользкий, прозрачный.)

– Лёд – это вода в твёрдом состоянии. Лёд может дарить и радость, и огорчение. Послушайте стихотворение:

Он холодный и блестит,

Стукнешь – сразу захрусти.

Из воды свой род берет,

Ну конечно, это лед.

  1. Беседа.

Воспитатель. В какое время года бывает гололёд?

Дети. Поздней осенью, зимой и ранней весной.

Воспитатель. Расскажите о его происхождении.

Дети. Он может возникнуть во время оттепели: днём снег тает, а ночью образовавшаяся вода замерзает.

Воспитатель. Чем опасен гололёд?

Дети. Можно поскользнуться и упасть, больно удариться, в такой период происходит много аварий на дорогах.

Воспитатель. Какие ещё явления природы происходят зимой?

Дети. Снегопад, метель, сильные морозы, выпадает иней.

Воспитатель. Как переносит природа эти явления?

Дети. Снегопад может сломать деревья, замести дороги; сильные морозы мешают птицам и зверям добывать корм, поэтому некоторые их виды в такой период могут погибнуть.

Воспитатель. Верно. А иней хотя и украшает деревья и травы, но может привести к их обламыванию; он появляется при большом перепаде дневной и ночной температур.

Рассматривают иллюстрации с изображением природных явлений зимой.

Воспитатель. В сильный мороз человеку надо одеваться теплее и избегать переохлаждения. Назовите поговорки о морозе.

Дети. «Береги нос в большой мороз», «Мороз невелик, да стоять не велик», «Два друга – зима да лето», «Зима не лето в шубу одета».

  1. Задание для находчивых.

Воспитатель. Отгадайте загадку:

Над рекою коромысло

Разноцветное повисло

Словно гном из доброй сказки

Расплескал по небу краски. Что это?

Дети. Радуга.

Воспитатель (показывает иллюстрацию). Когда появляется радуга?

Дети. После дождя.

  1. Практическая деятельность.

Воспитатель. Назовите цвета радуги.

Дети. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Воспитатель. Предлагаю нарисовать радугу.

Дети выполняют задание под песню «Дождь пойдёт по улице…» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова).

Воспитатель. К природным явлениям относится и гроза. Назовите особенности грозы.

Дети. Слышен гром, сверкает молния.

Воспитатель. Почему происходят гром, и молния?

Предположения детей.

Воспитатель. Сильным воздушным потоком грозовые тучи двигаются навстречу друг к другу, и при ударе происходит электрический разряд.

Воспитатель предлагает детям изобразить тучи, их движение при столкновении, сопроводить показ звуками, отметить, что впоследствии идёт дождь.

Воспитатель. Почему в грозу опасно находиться на открытом месте или стоять под высокими, одинокими деревьями?

Дети. На открытом месте в человека может попасть молния. Молния может попасть также в дерево и расколоть его, при этом пострадает и человек.

Воспитатель. Какая польза от дождя?

Дети. После дождя исчезает пыль, становится чисто и свежо, влага питает почву.

Воспитатель. Вы любите солнечную погоду? (Дети отвечают) Какая польза от солнечных лучей?

Дети. От солнца всем тепло и светло.

Воспитатель. Верно. А ещё солнечный свет благоприятно влияет на растения, без него они бы не могли расти.

Но с солнцем надо быть осторожным. Летом, в солнечную погоду, надо ходить в лёгком головном уборе. не следует подолгу находиться на улице без одежды, можно получить ожог кожи.

  1. Заключительная беседа.

Воспитатель. Какие осадки характерны для осени?

Дети. Туманы, затяжные дожди, похолодание, заморозки.

Воспитатель. Затяжные дожди перенасыщают почву влагой, она может заболеть. Но если после таких дождей становится тепло, в лесу появляется много грибов.

  1. Итог образовательной деятельности.

Воспитатель. Подведём итог. Какие воздействия на человека оказывают явления, происходящие в неживой природе? (Явления в неживой природе оказывают и положительные, и отрицательные воздействия. При грозе, снегопаде, урагане, чересчур ярком солнце надо соблюдать правила безопасности.)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь