Зинченко Ольга Владимировна
Шашурина Анастасия Вячеславовна
воспитатели
МБДОУ ДС № 52 «Ласточка»
Старооскольского городского округа
Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством.
Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Главными задачами, которые эффективно решает арт-терапия для дошкольников, являются:
– развитие познавательно-речевой активности, коррекция поведения.
– гармонизация эмоционального состояния детей.
– расширение кругозора через приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись, скульптура, фотография).
– раскрытие творческого потенциала;
– развитие оригинальности мышления;
– улучшение внимания и памяти;
– формирование активной жизненной позиции;
– повышение самооценки;
– развитие коммуникативных способностей;
Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия, коррекция посредством изобразительной деятельности. При развитии мелкой моторики через рисование создаются предпосылки для становления многих психических процессов.
Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми, имеющими трудности в вербальном общении. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Изобразительная деятельность напрямую связана с важнейшими функциями – зрением, двигательной координацией, речью, мышлением – и потому способствует не просто развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Изотерапия способствует:
- развитию связной речи;
- освоению нетрадиционных техник рисования помогает раскрыть личность детей, их творческие способности;
- нахождению ребенка в постоянном процессе открытия новых знаний.
Прием изотерапии эффективно способствует коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методов. Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка – эффективный приём работы над связной речью детей. Рисование на определённый сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они играют роль наглядной опоры для речевых упражнений.
В работе над преодолением речевых нарушений у детей существует необходимость развития общей, мелкой и артикуляционной моторики; развития чувства ритма; формирования фонематических процессов и произносительных умений и навыков; совершенствования лексических и грамматических средств языка, а также обогащения коммуникативного опыта.
Изотерапия включает в себя несколько методов рисования:
- -рисование пальчиками;
- -рисование ладошкой;
- -монотипия предметная;
- -монотипия пейзажная;
- -кляксография обычная;
Особое внимание уделяется использованию художественного слова при создании рисунков, дети учатся отвечать на вопросы, формируют практические умения, развивают речь.
Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений.
Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое занятие по развитию речи носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. Необходимо проводить следующие виды занятий по обучению рассказыванию: занятия по пересказу, рассказывание по картинкам, рассказывание с элементами творчества.
При рассказывании дети могут составлять текст коллективно, при этом они могут сами распределять функции: кто будет рассказывать по первому рисунку, кто по второму и третьему, кто будет завершать рассказ. При таком распределении в рассказывание включается вся группа детей. Развитие умений выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления.
Нетрадиционные техники изотерапии.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: различные рамочки, печати, трафареты, штампы, палочки, трубочки, колпачки, печать-клише, природный, бросовый и необычный декоративный материал.
Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу ребёнка. Они побуждают его видеть и осязать. Они порождают эмоциональный отклик на эстетические качества предмета, поддерживают и расширяют интерес.
«Рисование ладошками», «Пальчиковая живопись»
Коррекционная деятельность рисования ладошками и пальчиковой живописи: тактильное восприятие текстуры краски и бумаги, движение кистями рук, тонкие движения пальцами рук, согласованность в работе «глаза – руки», координация движений, сенсорное восприятие цвета, формы, эмоциональный отклик на эстетические качества предмета.
Используя нетрадиционные технологии «изотерапии», дошкольники формируют навык в умении создавать красивый образ или предмет, сюжетную композицию или фантастический образ.
Деятельность с бумагой, красками, карандашами и другим художественным материалом – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих их предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.
«Тестопластика»
На занятиях с использованием изотерапии дети сталкиваются с новыми словами, учатся понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи, что способствует активизации словаря дошкольников.
Так в лепке из необычного материала (солёное тесто или специальное тесто для лепки) у ребёнка формируется: тактильное восприятие необычной текстуры теста, владение приёмами лепки, развивается сила рук, тонкие движения пальцами рук, согласованность в работе «глаза – руки», координация движений, сенсорное восприятие цвета, формы, чувство удовлетворения от самостоятельного трудового усилия.
«Тара Гоми»
Раскрашивание картинок альбома Таро Гоми вызвало интерес у детей старшего дошкольного возраста. Японский иллюстратор Таро Гоми сумел сохранить видение маленького ребенка. Его рисунки взрослым могут показаться каракулями, но ребенок воспринимает их совершенно по-другому. Они ему понятны и привычны. У него не возникает страха испортить красивый взрослый контур, который встречается в обычных раскрасках. И ребенок с удовольствием развивает идею, которую подал автор.
«Мандалы»
Мандалы – буддийские символы, совершенные круги, не требующие доработок. Важно понимать, что разрисовывание мандал детьми – урок, который позволяет быть наедине самим с собой, проявляя фантазию, но при этом не выходя за рамки.
На раскрасках мандал желательно использовать всего 4 цвета: красный, жёлтый, зеленый и синий, хотя, конечно же, можно использовать и другие цвета. По умолчанию картинка чёрно-белая и любые её части можно оставить не закрашенными.
Раскрашивать нужно только цветными карандашами. Никаких красок, фломастеров и прочего, потому что только с карандашом можно действительно сосредоточиться.
По древним легендам, человек, приступающий к раскрашиванию мандалы, отправляется в путь. Рисунок мандалы по умолчанию признаётся совершенным, поэтому не терпит дорисовок. В картинку нужно погрузиться, раскрасить те части, которые хочется, в любом порядке или беспорядке, закрашивая полностью или частично. Раскрашивающий мандалы станет уравновешенней и спокойней.
В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности, различные виды изобразительного искусства благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому-то из детей специально «забыть» предложить какой-либо материал, ребенок вынужден просить недостающее, то есть проявлять речевую инициативу.
Все свои действия ребёнок старается проговаривать (почему он взял именно этот цвет, какое у него настроение, когда он рисует). После того как ребёнок нарисовал, обсуждается что он нарисовал, нравиться ли ему, что он использовал в работе.
Занятия с элементами арт-терапии дарят детям радость познания, творчества.
Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т. д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.