ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ

Мортина С. А., Кривошеева Т.А.,
воспитатели
МБДОУ ДС №64 «Искорка»
Старооскольского городского округа

Материал прислан и участвует во Всероссийской научно-практической конференции
«Современная цифровая образовательная среда в детском саду»

 

Использование современных цифровых технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность [1].

Актуальность использования данных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.

Мировые шедевры изобразительного искусства не оставляют равнодушным никого – это многократно доказано.  Научить детей видеть все это великолепие, расшевелить чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией живописного пейзажа – непростая и многотрудная   задача. Решить ее может помочь применение информационных технологий в педагогической деятельности с дошкольниками.

Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно-активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства [2].

Рекламное сообщение  

Эффективным методом является использование видео и фотосъемки во время наблюдений. Просмотр видеосюжетов на компьютере активизирует мыслительную и творческую деятельность детей, способствует закреплению знаний, расширению и обогащению словаря. Предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес. Ребята с большим удовольствием смотрят слайд-шоу и восстанавливают в памяти интересные моменты. Это позволяет им глубже понять и почувствовать произведение искусства, соотнести свое настроение от увиденного в природе с настроением художника.

К сожалению, возможность разнообразных наблюдений в условиях детского сада ограничена. Невозможно показать детям сосновый бор, березовую рощу, ржаное поле, мокрый луг. И эту проблему прекрасно решает использование средств информационных технологий.  Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой видео, аудио и фотоматериал. Так подборка видеосюжетов и звуков природы, соответствующих содержанию живописных картин дает детям возможность на мониторе компьютера увидеть, как колосится рожь, блестит и переливается разными оттенками зелени мокрый луг, шумит на ветру сосновый бор. Звуки природы: шум дождя, журчание ручья, звон капели, голоса ночного леса и пробуждающегося луга усиливают восприятие художественного произведения, развивают творческое воображение, мышление. Информационные средства позволяют разнообразить процесс обучения. Зрелищность, яркость, новизна познавательного материала делают образовательную деятельность необычной, увлекательной и запоминающейся.

Одной из наиболее удачных форм представления познавательного материала при знакомстве дошкольников с произведениями пейзажной живописи является создание мультимедийных презентаций. Так например: презентация «Картинная галерея», дает возможность ребятам увидеть произведения русских художников в разное время года и суток, в разную погоду, полюбоваться красотой каждого мгновения, каждого состояния природы. Мультимедийные презентации облегчают процесс восприятия художественного произведения и способствуют запоминанию информации с помощью ярких образов, так как сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка [1].

Усилить впечатление от пейзажа помогает классическая музыка. Детям уже с раннего возраста доступны для восприятия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, просветленность, легкую грусть. Музыка помогает глубже почувствовать и откликнуться на переданное художником настроение, сопоставить образы природы, выраженные разными видами искусств: живописью, музыкой, поэзией. Музыка способна раскрыть выразительность и красоту художественного слова, развить образную речь, характеризующую образы природы, созданные в живописи, поэзии.

Незаменимым помощником при знакомстве с пейзажем является поэзия [5]. Особое место занимают лирические стихотворения. Они представлены произведениями Пушкина, Тютчева, Фета, Блока, Есенина, Плещеева, Никитина, Бунина и др. Аудиозапись стихотворений мастеров художественного слова раскрывает перед дошкольниками богатство окружающего мира, рождает чувство гармонии, красоты, формирует в ребенке собственное отношение к действительности. Стихотворный образ по силе эмоционального переживания ярче и острее прозаического. Умение поэта одушевлять, олицетворять, воспринимать как живое существо мир вокруг нас, делает общение с пейзажем насыщеннее, эмоциональнее. Яркие красочные эпитеты, метафоры, сравнения обогащают словарь детей, делают речь богатой по содержанию, правильной по форме, образной. Острее почувствовать торжественную красоту золотой осени на полотнах И. Левитана, В. Поленова, И. Остроухова помогают стихи И. Бунина «Листопад», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной», А. Пушкина «Унылая пора». Проникнуться тишиной зимнего заснеженного леса на картине И. Шишкина «Зима» помогают стихи Ф. Тютчева «Чародейкою зимою», С. Есенина «Заколдован невидимкой», С. Черного «Тишина! – шепнула белая поляна». Испытать чувство нежности, очарования от весеннего пробуждения природы на картине И. Левитана «Весна. Большая вода» помогут стихи Ф. Тютчева «Еще в полях белеет снег», А. Пушкина «Гонимы вешними лучами», И. Бунина «Бушует полая вода».

Интерактивные развивающие игры и упражнения по ознакомлению дошкольников с живописным пейзажем «Загадки вечерних пейзажей», «Какая часть суток изображена на картине?», «С какой картины прилетели эти птицы?», «Узнай пейзаж по лошадке и опиши ее действия», «Подбери стихи к пейзажу», «С какой картины может доноситься этот звук?», «На какой картине растет это дерево?», «Ручей, река, озеро или море?» способствуют формированию речевого и эмоционального контакта с взрослыми, повышению интереса к произведениям искусства, закреплению полученных знаний [3].

Таким образом, использование средств информационных технологий при ознакомлении дошкольников с произведениями пейзажной живописи способствует формированию у детей эмоционально-ценностного опыта отношения к природе и ее изображению в художественных картинах, расширению кругозора детей, активизации и обогащению словаря. Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, достигнуть нового качества знаний, развить логическое мышление. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности [4]. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Список литературы:

  1. Безруких, М.М. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы» / М. М. Безруких, Л. А. Парамонова, В. И. Слободчиков // Начальное образование. – 2006. – №3. – С.9-11.
  2. Казакова, Т. Г. Искусство, которое мы называем изобразительным / Т.Г. Казакова // Дошкольное воспитание. – 2006. – №10. – 56с.
  3. Моторин, В. А. Воспитательные возможности компьютерных игр /В.А. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 11. – С. 53 – 54.
  4. Новицкая, Н.Н. Управление инновационными процессами в ДОУ/ Н. Н. Новицкая.  – М., Сфера, 2008. -14с.
  5. Тарасова, К.В. Занимаемся искусством с дошкольниками / К. В. Тарасова. – М., 2011 – 24с.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь