ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Онищенко Елена Юрьевна
Фомина Елена Николаевна
воспитатели
Шеина Людмила Ивановна
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа

 

Материал прислан и участвует во Всероссийской научно-практической конференции
«Современная цифровая образовательная среда в детском саду»

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения – неотъемлемая часть воспитания, которой должны уделять внимание, как родители, так и воспитатели. Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребенок ориентировался в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасных ситуаций на дороге.

Использование современных цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. Использование компьютера, интерактивной доски, мультимедиа и других технических средств, в целях воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Дети с удовольствием работают на таких занятиях, активно включаются в выполнение заданий, так как технические средства позволяют включать в процесс воспитания и звук, и действие, и мультипликацию, что повышает интерес и внимание детей. При работе с компьютером открываются широкие возможности, потому что развивающие компьютерные технологии можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной, где с помощью игр-презентаций дети быстрее запоминают правила дорожного движения.

По использованию ЦОР можно отметить следующие преимущества:

  • возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
  • возрастает восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
  • позволяет делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок педагог;
  • обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
  • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни;
  • с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
  • способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

В своей практике мы активно использую компьютерные презентации в программе Power Point (Поувер Поинт) для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Рекламное сообщение  

Например, для детей 4-5 лет целесообразно использовать такие презентации, как:

  • участники дорожного движения;
  • дорога и ее главные части.

Для дошкольников 5-6 лет:

  • виды транспортных средств;
  • –светофор, история его развития.

Для воспитанников 6-7 лет:

  • – виды дорожных знаков и их назначение;
  • – причины дорожно-транспортных происшествий.

Качественные иллюстративные материалы обеспечивают «эффективность» восприятия информации – излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений.

Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Демонстрировать детям обучающие мультфильмы можно с помощью программы Windows Media (Виндоус Медия)

  • например, в средней группе – «Смешарики изучают Правила дорожного движения»;
  • в старшей группе – «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».
  • в подготовительной группе – «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;

Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.

Для обобщения знаний дошкольников правил дорожного движения начиная со старшей группы, можно применять разнообразные дидактические игры, используя программу Microsoft Word (Майкрософт Ворд). Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка. В качестве примера можно рассмотреть игры, которые позволяют выявить знания детей о дорожных знаках.

Например, в игре «Продолжи ряд» дети из предложенных знаков выбирают необходимые и перемещают их в соответствующий назначению ряд.

В игре «Найди отличия» дошкольники анализируют предложенные знаки и делают вывод об их отличительных признаках. Важно, что дети не только закрепляют полученные знания, но и осваивают работу с компьютером. Игра приучает дошкольника к самостоятельности, развивает навыки самоконтроля.

Обогащению знаний о поведении на дороге способствует восприятие музыки. Начиная со среднего дошкольного возраста можно использовать в своей работе с детьми проигрыватель Windows Media (Виндоус Медия) для разучивания стихотворений о безопасном поведении на дороге, для прослушивания детских песен о правилах дорожного движения. Дети слушают стихотворения современных авторов, песни из музыкального сборника «Уроки о дороге», «Велосипед», «Из автобуса», «Запрещается-разрешается», Светофор», «Переход дороги», «Остановка», «Дорожный знак», «Огоньки машины», «Санки» и другие. Ребята с удовольствием читают стихотворения сверстникам и родителям, напевают песенки в повседневной жизни, и это помогает им постоянно помнить о правилах дорожного движения. В качестве примера можно прослушать песню «Велосипед».

При организации совместной деятельности взрослого и детей в подготовительной группе можно применять информационно-коммуникационные технологии в работе с загадками и ребусами. Разгадывание ребусов способствует систематизации знаний о правилах дорожного движения; развивает нестандартное мышление; дарит детям прекрасное настроение.

Дошкольники очень любят разгадывать и кроссворды! Они способствуют развитию познавательной активности, памяти детей, обогащают словарный запас по правилам дорожного движения.

В программе Microsoft Excel (Майкрософт Эксель) можно составлять самые разнообразные кроссворды.

Для организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста мы предлагаем использовать программу Paint (Пэинт) в которой дети могут почувствовать себя настоящими художниками. В эту программу загружаются раскраски по правилам дорожного движения из Интернет ресурсов, которые дают воспитанникам возможность для творческой деятельности.

Дети выполняют такие задания, как:

  • раскрасить дорожные знаки;
  • раскрасить пешеходный переход;
  • раскрасить сигналы светофора и другие.

При этом, владея мышкой, дошкольники развивают координацию движения руки, мелкую моторику рук.

В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей дошкольного возраста.

Компьютерные игры помогают разрешать проблемные ситуации на дороге, учат детей преодолевать трудности. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении дошкольников. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Компьютер не только развивает интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, целеустремленность, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Самые любимые компьютерные игры дошкольников:

  • «Правила дорожного движения для малышей».
  • «Нескучные уроки».
  • «Дракоша изучает правила дорожного движения» и другие.

Еще одна из возможностей применения ЦОР в образовательной деятельности педагога ДОУ – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. Педагог практически в любой момент может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости. Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

Посредством подобранных методик обучения ПДД не только формируется комплекс знаний, но и вырабатывается практическое умение, навыки безопасного поведения, представление о том, что дорога несет потенциальную опасность и требует, поэтому, особо строгой дисциплины и сосредоточенности от всех участников движения. Формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, позволяющей дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, позволяет по-новому взглянуть на выполнение ПДД.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь