Медведева Марина Викторовна
воспитатель
Гончарова Ирина Викторовна
воспитатель
МБДОУ №15 «Дюймовочка»
г. Старый Оскол
КОНКУРС «Развивающая среда в ДОУ»
НОМИНАЦИЯ «Нескучная среда»
Дошкольнику свойственна игровая деятельность — это ведущая деятельность данного возрастного периода
Интерактивная игра – современный метод обучения, который обладает развивающей, образовательной и воспитывающей функциями. Основное обучающее воздействие оказывает дидактический материал, который заложен в каждой интерактивной игре.
Интерактивные игры повышают мотивацию у детей к процессу познания, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают также творческие способности детишек. Применение интерактивных игр на занятиях вызывает у дошкольников стремление к поиску правильного решения, к размышлению.
С помощью интерактивных игр можно с детьми закрепить абсолютно любую пройденную тему.
Интерактивные игры – это деятельность дошкольников под непосредственным руководством воспитателя, в процессе которой дети получают уникальную возможность научиться бесконфликтному и доброжелательному общению. Такое взаимодействие с детьми и позволяет повлиять на их настроение, отношение к себе и окружающим. Ребята получают возможность лучше узнать себя, свои ценности и приоритеты, стать более терпимыми, внимательными, частично преодолеть свои страхи, не чувствовать себя одинокими. Играя, они учились простым жизненным правилам жизни в обществе, усваивали коммуникативные навыки. Целесообразно использовать эти игры в утренние, вечерние часы, в свободное время, как часть занятия. Главная их цель — воспитание успешности, воспитание социально-коммуникативных навыков. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия
Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:
- Подбор педагогом игр для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
- Дошкольников знакомят с целью, которую надо достичь, она должна быть четко и доступно сформулирована воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.
- В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом и если какие-то моменты вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
- По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги.
- Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).
Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации.
Организовывая интерактивную игру с детьми, считаем важным моментом создание условий совместной деятельности. Например, сидя на ковре, ребята чувствуют себя удобно и готовы к приобретению опыта взаимодействия друг с другом. В обстановке ненавязчивого общения легко понимают себя и других, приобретают собственный стиль поведения. Роль воспитателя в интерактивной игре сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей.
Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра направлена на разыгрывание ролей и ситуаций, оценку зрителей. В деловой игре формируются определенные деловые навыки и личностные качества. Интерактивные игры учат понимать механизм конструктивного взаимодействия с окружающими, преодолевать психологические барьеры.
Здесь используем следующую схему: получение знаний → анализ поведения других детей → планирование своего поведения → реализация замысла.
Например, при организации игры «Горячая картошка», дети понимают, что горячая картошка обжигает, но это горе не беда, приятно, что товарищи понимают, как это может быть больно, жалеют. А вся группа понимает, что эта взаимная поддержка помогает справиться с «проблемой». Созданная ситуация позволят дошкольникам приобрести социальный опыт общения друг с другом, обогащает его душевной теплотой, чуткостью и уважением. После игры мы предлагаем детям обсудить полученный ими опыт и проанализировать, подчеркиваем ценность выводов каждого ребенка. Интерактивные игры базируются на принципах партнерского взаимодействия, важно создать атмосферу взаимного доверия, раскрепощённой открытости. Дети и взрослые получают опыт сотрудничества в живом взаимодействии друг с другом.
По окончании игры дошкольники совместно с педагогом анализируют результаты работы (рассказывают о том, что получилось, что нет, все ли справились с заданием, кому было трудно, почему).
В данном случае интерактивная игра выступает как инструмент, позволяющий значительно разнообразить форму познания окружающей действительности
В заключение еще раз хочется отметить, насколько интересны интерактивные игры для детей, настолько они интересны и воспитателю. Результаты нас порадовали, дети стали меньше конфликтовать, а при разногласии понимать, почему сверстник так поступает, пытаются ему объяснить, почему он не прав. Наши воспитанники легко вступают в контакт, стали более общительными. Дети чаще доверяют своим знаниям, стремятся к успеху, Дети стали активнее, более смелыми в высказывании своего мнения, целеустремленными, доброжелательными.
Наша задача — помочь каждому малышу адаптироваться в этой суровой действительности, выйти из стен детского сада победителем и данный вид деятельности способствует этому.