ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ, В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

0
4291

    Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»

Сегидина Ольга Юрьевна

учитель-логопед

Джафарова Умугат Рамазановна

воспитатель

МБДОУ д/с №16

г. Белгород

материалы в печатный сборник 

      ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ, В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

     Речь является одной из самых сложных форм проявления высших психических процессов. Ни одна форма психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи.

    В последнее время наблюдается устойчивый рост детей, имеющих нарушения речи. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

    Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. [4; 21]

    Новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Воспитатель, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития.

    Одним из таких современных методов является создание интеллект-карт, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми.

    Создание интеллектуальной карты в качестве домашнего задания способствует привлечению к образовательному процессу родителей.

    Этот метод был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном.

     Концепция интеллект-карт основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Дело в том, что мозгу трудно воспринимать символьную информацию в виде текстов, таблиц. Намного проще сознанию воспринимать информацию, которая основана на ассоциациях, задействует иерархическое мышление, визуализирована, дополнена цветом и картинками в соответствии с ассоциациями. [3; 8]

   В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря к.п.н. В.М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. [2; 5]

    Интеллект-карта — это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются речевые особенности детей, активизируется мышление.

    К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

    Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение таких карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.

Свойства интеллект-карты:

  • наглядность (в интеллект-карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
  • привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» – Т. Бьюзен);
  • запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);
  • своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации);
  • творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
  • возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями). [3; 47]

Мастер-класс для родителей

«Использование интеллект-карт, для развития речи детей с нарушениями речи».

Цель: повышение компетентности родителей в использовании метода интеллект-карт для речевого развития детей с ТНР.

Оборудование, материалы, инструменты: большие листы белой бумаги по количеству участников мастер-класса, фломастеры, карандаши, клей, картинки.

Ход совместной деятельности:

1 часть. Подготовительный этап. На родительском собрании прослушивают информацию о создании и роли интеллектуальной карты в психоречевом развитии детей.

2 часть. Практическая часть мастер-класса

Проведен мастер-класс «Методика создания интеллект-карт».

Правила составления интеллект-карт:

  • При работе используются только цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т. д.
  • Лист располагается горизонтально.
  • Главная идея обводится в центре страницы (для ее изображения можно использовать рисунки, картинки).
  • Для каждого ключевого слова проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении)
  • Над каждой линией – ветвью пишется одно ключевое слово.
  • Писать надо разборчиво, печатными буквами.
  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

А сейчас мы вместе составим интеллект-карту (раздаю большие листы бумаги).

Предлагаю Вам ключевую идею «Морковь». Найдите подходящую картинку и вклейте ее в центр нашей интеллект-карты.

Нарисуйте главные ветви и напишите ключевые слова.

  1. Морковь – это овощ
  2. Где растет? – на грядке.
  3. Форма – треугольник
  4. Цвет – оранжевый
  5. Вкус – сладкая
  6. Что можно приготовить? – добавить, в суп, сделать морковный сок, испечь морковный пирог.

Когда вся интеллект-карта заполнена:

     А сейчас я прошу Вас составить рассказ по теме «Морковь» с помощью вашей интеллект-карты (участники рассказывают).

3 часть. Моделирование

     Уважаемые родители, мы сегодня с Вами попробовали составить интеллект-карту. Скажите, в чем помог Вам сегодня этот метод? Будете ли вы использовать его с детьми?

Библиографический список.

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов-на-Дону,2011 год.
  2. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып.7/12, 2008 год.
  3. Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен. Минск,2008 год.
  4. Жукова Н. С., Преодоление общего недоразвития речи /Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. – Москва «Просвещение»,1990 год.

5. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду / Н.И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь