Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»
Сегидина Ольга Юрьевна
учитель-логопед
Джафарова Умугат Рамазановна
воспитатель
МБДОУ д/с №16
г. Белгород
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ, В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Речь является одной из самых сложных форм проявления высших психических процессов. Ни одна форма психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи.
В последнее время наблюдается устойчивый рост детей, имеющих нарушения речи. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. [4; 21]
Новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Воспитатель, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития.
Одним из таких современных методов является создание интеллект-карт, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми.
Создание интеллектуальной карты в качестве домашнего задания способствует привлечению к образовательному процессу родителей.
Этот метод был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном.
Концепция интеллект-карт основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Дело в том, что мозгу трудно воспринимать символьную информацию в виде текстов, таблиц. Намного проще сознанию воспринимать информацию, которая основана на ассоциациях, задействует иерархическое мышление, визуализирована, дополнена цветом и картинками в соответствии с ассоциациями. [3; 8]
В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря к.п.н. В.М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. [2; 5]
Интеллект-карта — это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются речевые особенности детей, активизируется мышление.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение таких карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Свойства интеллект-карты:
- наглядность (в интеллект-карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
- привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» – Т. Бьюзен);
- запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);
- своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации);
- творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
- возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями). [3; 47]
Мастер-класс для родителей
«Использование интеллект-карт, для развития речи детей с нарушениями речи».
Цель: повышение компетентности родителей в использовании метода интеллект-карт для речевого развития детей с ТНР.
Оборудование, материалы, инструменты: большие листы белой бумаги по количеству участников мастер-класса, фломастеры, карандаши, клей, картинки.
Ход совместной деятельности:
1 часть. Подготовительный этап. На родительском собрании прослушивают информацию о создании и роли интеллектуальной карты в психоречевом развитии детей.
2 часть. Практическая часть мастер-класса
Проведен мастер-класс «Методика создания интеллект-карт».
Правила составления интеллект-карт:
- При работе используются только цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т. д.
- Лист располагается горизонтально.
- Главная идея обводится в центре страницы (для ее изображения можно использовать рисунки, картинки).
- Для каждого ключевого слова проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении)
- Над каждой линией – ветвью пишется одно ключевое слово.
- Писать надо разборчиво, печатными буквами.
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
А сейчас мы вместе составим интеллект-карту (раздаю большие листы бумаги).
Предлагаю Вам ключевую идею «Морковь». Найдите подходящую картинку и вклейте ее в центр нашей интеллект-карты.
Нарисуйте главные ветви и напишите ключевые слова.
- Морковь – это овощ
- Где растет? – на грядке.
- Форма – треугольник
- Цвет – оранжевый
- Вкус – сладкая
- Что можно приготовить? – добавить, в суп, сделать морковный сок, испечь морковный пирог.
Когда вся интеллект-карта заполнена:
А сейчас я прошу Вас составить рассказ по теме «Морковь» с помощью вашей интеллект-карты (участники рассказывают).
3 часть. Моделирование
Уважаемые родители, мы сегодня с Вами попробовали составить интеллект-карту. Скажите, в чем помог Вам сегодня этот метод? Будете ли вы использовать его с детьми?
Библиографический список.
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов-на-Дону,2011 год.
- Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып.7/12, 2008 год.
- Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен. Минск,2008 год.
- Жукова Н. С., Преодоление общего недоразвития речи /Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. – Москва «Просвещение»,1990 год.
5. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду / Н.И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016