ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Жимонова Анастасия Сергеевна
воспитатель

Губанова Марина Владимировна
воспитатель

Данилова Маргарита Дмитриевна
музыкальный работник

МБДОУ ДС №67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол, Белгородская область

Материал прислан и участвует во Всероссийской научно-практической конференции
«Современная цифровая образовательная среда в детском саду»

         Современный этап развития общества предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании и обучении. Использование ИКТ направлено на повышение качества образования, учит детей самостоятельно приобретать необходимые знания на протяжении всей жизни, и облегчает их адаптацию к быстро меняющейся реальности.

         Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитании и развитии детей дошкольного возраста в настоящее время является одним из приоритетных и изученных направлений.

         В отличие от обычных технических средств обучения, ИКТ позволяют ребенку не только преподнести большой объем готовых, строго отобранных, надлежащим образом организованных знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, научить их самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера одновременно воспроизводить информацию в виде текста, графики, звука, речи, видео, запоминать и обрабатывать данные позволяет специалистам создавать новые средства деятельности для детей, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования к дошкольному образованию, одной из задач которого является необходимость заложить потенциал для обогащенного развития личности ребенка. Все это дает основания для внедрения ИКТ в систему дошкольного образования и воспитательной работы.

Работа по формированию математических представлений у дошкольников, проводимая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических знаний. 

Основной целью использования ИКТ является обеспечение повышения эффективности образования. Использование информационных технологий в ДОУ необходимо, и это мотивируется тем фактом, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную, способствует совершенствованию практических навыков детей, позволяет индивидуализировать процесс обучения, активизировать познавательную деятельность.

Рекламное сообщение  

 Готовясь к занятию с использованием ИКТ, воспитатель  не должен забывать, что это занятие, а значит, он должен составлять план  исходя из своих целей, при отборе  материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: последовательность и непротиворечивость, доступность, дифференцированный подход, научность и т.д. В то же время компьютер не заменяет педагога , а лишь дополняет его.

Педагоги дошкольных учреждений накопили опыт использования ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста. 

Жимонова А.С., Губанова М.В., Данилова М.Д., представляют  опыт использования ИКТ для организации деятельности воспитателя дошкольного учреждения, включая организацию узла для формирования математических представлений детей дошкольного возраста. ИКТ используются учителями для организации непосредственной образовательной деятельности детей, совместной образовательной деятельности учителя и детей, создания развивающей среды (игры, пособия, дидактические материалы).

Мы организуем  два вида занятий с использованием ИКТ: занятие с компьютерной поддержкой и диагностическое занятие[4].

Педагоги проводят занятия по формированию математических представлений дошкольников с компьютерной поддержкой с использованием игровых обучающих программ. Как занятия с мультимедийной поддержкой, так и занятия с компьютерной поддержкой проводятся не чаще одного раза в неделю, в зависимости от возраста детей, в течение 10-15 минут непосредственной деятельности за персональным компьютером.

Второй тип занятий, которые используют учителя, – это диагностический урок. Для его реализации требуются специальные программы, но их немного, поэтому педагоги пытаются найти способы использования такого рода занятий в практике формирования математических представлений дошкольников.

Серия игр, разработанная Н.В. Пыстиной, также обладает возможностью формирования математических представлений у детей. Таким образом, игра “Правильные ориентиры” способствует развитию пространственных представлений у детей. Этот ресурс представляет собой систему игровых заданий, разделенных по полу и возрасту: задания для девочек и задания для мальчиков. В процессе решения игровых заданий ребенок упражняется в определении правой и левой сторон, в ориентировании по “клетке”, тренируется в чтении карт и диаграмм.

Таким образом, проанализировав опыт использования ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста, мы пришли к выводам: – ИКТ позволяют нам расширять использование электронных средств обучения, что позволяет нам передавать информацию учебного характера быстрее, чем при использовании других методов обучения; – при использовании ИКТ обеспечивается наглядность, что способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, у детей задействованы все три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.  

 

 

Список литературы

  1. Баракина, Т.В. Использование сенсорной интерактивной доски в процессе формирования математических представлений у дошкольников [Текст]  / Т.В. Баракина // Детский сад: Теория и практика. – 2011. – № 3. –  с. 28.
  2. Белошистая, А.В. Теория и методика организации математического развития дошкольников [Текст]  / А.В. Белошистая. – Мурманск: МГПУ, 2010.  – 256 с.
  3. Белошистая, А.В. Учебные средства и их использование на занятии по математике в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / А.В. Белошистая // Детский сад: Теория и практика. – 2011. – № 3. – С. 14.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь