ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКИХ ИГР С РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Алексеева Саргылана Ивановна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 6 «Олонхо кэскилэ»
МР Горный улус с. Бердигестях РС(Я)

Материал размещен в рамках  Всероссийской научно-практической конференции
«Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКИХ ИГР С РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАпроект

Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа.

Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно-патриотических чувств.

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своём Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живёшь. Если ребенок знает историю своего края, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Для того, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, необходимо включать и региональный компонент в образовательный процесс.

материалы в печатный сборник 

Актуальность. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма, включающее любовь и привязанность к Родине. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек, где его дом. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд. Одним из эффективных средств формирования представлений дошкольников о родном селе, улусе и Республики является игровая деятельность. В такой форме легче усваиваются понятия, закрепляются навыки и умения. В процессе игры ребёнок запоминает много интересного о своей малой родине, ее истории, животном и растительном мире, памятниках, достопримечательностях.

Авторские игры направлены не только на развитие представлений о родном селе и Республике, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса. Большое значение авторские, дидактические игры имеют в эстетическом воспитании детей в пополнении кругозора и в развитии познавательной деятельности.

В содержании ФОП отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, патриота Родины.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребёнок живёт, детскому саду, школе, селу, республике, стране.

Национально-региональный компонент – это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное или региональное своеобразие культуры. Реализация регионального компонента предъявляет особые требования к организации, развивающей предметно – пространственной среды, одним из элементов которой выступают дидактические игры.

Особенную роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников в нашем детском саду отводится специально организованной среде, – в группе оформлен центр по нравственно-патриотическому воспитанию, где расположен подобранный материал по ознакомлению детей с историей и традициями села .улуса, Республики с их символикой, историей, традициями, а также с известными людьми, героями войны, труда) – также в ДОУ имеется мини музей , где дети знакомятся с особенностями  национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, с  обряды, праздники, народное творчество, искусство;

Цель проекта: Воспитание нравственно – патриотических чувств  у детей дошкольного возраста в реализации  ФОП   посредством авторских игр с региональным компонентом.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • познакомить с историей села, улуса, Республики и их символикой;
  • познакомить с картой страны, показать расположение на глобусе;
  • познакомить детей с народными традициями и культурой;

Развивающие:

  • развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить мыслить, фантазировать;
  • развивать познавательный интерес к истории и культуре села, улуса, Республики родной страны – России, её достопримечательностям.
  • развивать мелкую моторику рук, кругозор, память, познавательный интерес, логическое мышление, внимание, связную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, малой родине;
  • воспитывать у детей ценности гражданственности, патриотизма, толерантности;
  • воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

Родители:

  • вовлекать родителей в активное сотрудничество реализации проекта.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и в непосредственной образовательной деятельности. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у дошкольников потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа, его культурой и традициями.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание дошкольника. В процессе такого разностороннего развития и воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Ориентиром в патриотическом воспитании дошкольников становятся: детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания. Нами разработаны НОД по формированию у дошкольников духовно-нравственных качеств, в процессе которых дети получают соответствующие знания и навыки. Большинство НОД по ознакомлению с родным селом, улусом, республикой проводятся в форме экскурсий по достопримечательным местам малой Родины. Нами организуются экскурсии в музеи села.

Вид проекта: информационно-творческий.

Продолжительность: (долгосрочный).

Участники проекта: родители, воспитатели, дети группы

Предполагаемый результат:

  • у детей сформированы представления о родном наслеге, улусе, Республике, стране, знают расположение России на карте
  • дети интересуются историей родного наслега, улуса, Республики, Родины, народными и культурными традициями.
  • знают традиции родного народа, официальные и неофициальные символы Республики и России.
  • обогащены знания детей о музейной культуре.
  • родители принимали активное участие в реализации проекта.

Этапы реализации проекта

1 этап Подготовительный:

  • разработка стратегии реализации проекта;
  • подбор литературы, методического инструментария (стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки);
  • составление плана основного этапа.

II этап Основной:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • тематические беседы;
  • просмотр презентаций;
  • экскурсии;
  • пополнение развивающей среды (патриотический уголок в группе);
  • выставки детских и семейных работ (согласно календарно-тематическому планированию);
  • рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий с изображением с.Бердигестях. достопримечательностей и памятных мест, площадей, парков.
  • оформление патриотического уголка в группе «Төрөөбүт түөлбэм».

Дидактические игры: «О чем рассказывает наш герб», «Цвета нашего флага», «Как слушают и поют Гимн», «Найди флаг Якутии», «Найди флаг Горного улуса», «Герб Якутии», «Герб Горного улуса», «Символика Республики», «Символика Горного улуса».

  • -«Дьиэ-кэргэн»;
  • – «Хомулук иһит»;
  • – «Дьүһүннэри наардаа»;
  • – «Отоннооох ыавҕыйа»;
  • – «Түргэнник хомуй»;
  • – «Эбэм иһиттэрэ»;
  • – «Дьыл кэмин маһа»- макет
  • – «Чорооннору сааһылаа»;
  • – «Моя Россия»;
  • – Развивающий альбом «Игры на липучках»

Беседы:

  • – «Мой Горный улус»
  • – «Народный мастер Августина Филиппова»
  • – «Писатели и поэты Горного улуса»
  • – «Наши спортсмены- гордость улуса»
  • – «Мой Горный улус»
  • – «Музей галерея Мытахского наслега»
  • – «Достопримечательности и памятники Горного улуса»
  • – «Символы Горного улуса»
  • – «Улица, на которой я живу»
  • – «Мой детский сад»
  • – «Моя семья»
  • – «Якутск -столица Республики»
  • – «Символы и гербы улусов»
  • – «Фабрика «Сардаана»
  • – «Издательство «Айар»
  • – «Ленские столбы шедевр ЮНЕСКО»
  • – Открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • – Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы)
  • – Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки.
  • -Выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

Взаимодействие с родителями:

  • -Родительские собрания на духовно-нравственные темы;

 Консультации:

  • – «Роль родителей в формировании патриотических чувств».
  • – «Как воспитать маленького патриота?»
  • – «Как знакомить ребёнка с родным краем»
  • – «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»
  • – Анкета для родителей: «Патриотическое воспитание ребенка в семье и детском саду»
  • – Конкурс «Семейное древо»
  • – Банк идей «Баҕа саннаа холбуката»
  • – Привлечение родителей в организации ПРС, изготовление игр и атрибутов в группе

III этап Заключительный

  • – Обобщение педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с применением дидактических игр с региональным компонентом
  • – Изучение результатов диагностирования развития детей по данной проблеме.
  • – Презентация педагогического опыта на Педагогическом совете
  • – Публикация опыта на сайтах, составление методических рекомендаций для родителей и педагогов по теме

Заключение:

Таким образом, игра и авторские игры занимает в жизни ребенка важное место. Благодаря играм дети приучаются самостоятельно анализировать, делать умозаключения, развивается логическое мышление и связная речь приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Эффективным видом игровой практики в нашем детском саду стали игры разной развивающей направленностью, где дети знакомятся с народными традициями, предметами обихода и уюта в быту, национальной посудой и одеждой.

Дети больше стали заниматься сообща, стали отзывчивее относиться друг к другу, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи. У них появилось стремление порадовать взрослых хорошими поступками. Дети стали с уважением относиться к людям других национальностей, к труду взрослых и их культуре. Работа по приобщению детей к народной культуре ведется в тесном контакте с родителями, которые принимают активное участие в проводимых мероприятиях. Полученные в детском саду знания, очень пригодятся ребятам не только в школе, но и в дальнейшей жизни. Благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному наслегу, улусу, его истории, традициям, уважающими достижения своих земляков, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.

Список литературы:

  1. 1.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004
  2. Виноградова A.M. “Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников”.
  3. 3.Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, – ТЦ «Сфера», 1999 – 112 с./ Н.В.Алешина
  4. 4.Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис – Пресс, 2005

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь