Использование альтернативной коммуникации PECS с детьми с РАС

0
1164

Левина Екатерина Александровна
Кузнецова Надежда Дмитриевна
Паненко Надежда Сергеевна
тьюторы
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
г. Старый Оскол

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

 

PECS – это система коммуникации, при помощи которой ребенок с ОВЗ, в том числе и с РАС, не владеющий ,либо же, очень плохо владеющий устной речью, использует карточку с изображением желаемого, для того чтобы выразить просьбу, прокомментировать событие, ответить на вопрос и т.д. Просьба либо ответ формулируется с помощью одной или нескольких карточек, которые затем передаются собеседнику.

В рамках овладевания карточек PECS ребенка учат подходить к другим людям, привлекать их внимание и обменивать картинку на желаемый предмет или действие. Так же, очень часто бывает, что ребенок с РАС не понимает устную речь собеседника, в таких случаях довольно часто используются карточки с обеих сторон собеседников.

Обучение начинают с самого раннего возраста. Проводят его в виде тренинга как в образовательном учреждении, так и дома. При чем, использование данного способа коммуникации имеет очень большое значение дома, так как, если эта методика используется только в образовательном учреждении, и родители не подкрепляют приобретенные навыки в домашних условиях, то ожидаемый эффект будет меньше.

Хотя PECS в первую очередь используется с невербальными людьми, она также может быть полезна для тех людей, чья речь состоит главным образом из эхолалий, а также для людей с нечленораздельной речью или с очень ограниченным репертуаром значимых слов и жестов.

материалы в печатный сборник 

Для начала обучения использования карточек PECS необходимо следующее:

  • – оценить навыки общения ребёнка;
  • – определить, какие целевые стимулы являются наиболее привлекательными для ребёнка;
  • – организовать учебное пространство (сделать желаемые предметы недоступными для ученика),
  • – подготовить материал (карточки, альбомы).

Обучение и ознакомление с карточками PECS состоит из нескольких этапов.

Время прохождения каждого из этапов зависит от конкретного ребёнка и может занимать от одного ознакомительного занятия до нескольких.

На первом этапе ребёнок должен понять «сущность» общения: он научится обращаться к другому человеку потянувшись к нему, осуществлять направленное действие отдавая ему карточку и получать желаемый результат, то есть нужный ему предмет.

Основная цель второго этапа это- закрепить и обобщить полученные знания и навыки на первом уровне обучения. На этом этапе ребёнок подходит к своему индивидуальному альбому для занятий, в котором должна лежать только одна карточка, берет из него карточку, подходит к педагогу, привлекает его внимание и кладет карточку в руку педагога.

Чтобы попросить желаемый предмет, на третьем этапе ребёнок подходит к альбому для занятий, выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к собеседнику или к педагогу и дает ему карточку, обозначая таким образом свою просьбу.

Далее на четвертом этапе обучения ребёнок  просит предметы, используя фразы из нескольких слов(карточек), выполняя следующую последовательность действий: подходит к индивидуальному альбому для занятий, достает карточку «Я хочу», помещает ее на шаблон для предложений, достает карточку с изображением желаемого предмета, помещает ее на шаблон для предложений, снимает шаблон, подходит к собеседнику и передает ему шаблон.

– Ребенок использует разнообразные карточки, с изображением разнообразных предметов, и комбинирует их в предложения, состоящих из 4 и более карточек. Например, «Я хочу маленький красный мячик!»

Основным преимуществом использования данного метода коммуникации является то, что с помощью карточек РЕСS общение ребенка с ОВЗ с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным проявление или даже обобщение приобретенных вербальных навыков. А также с помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить звуки или слова.

 

Список литературы:

  1. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов //М.: Теревинф. – 2011.
  2. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах // Пособие для учителя-дефектолога. — Москва: Владос, 2007.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь