Беляева Наталья Ивановна
Немухина Анна Витальевна
Шатохина Екатерина Евгеньевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 33 «Снежанка»
Старооскольского городского округа
Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»
Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для развития речи.
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. А что бы собеседник тебя понял необходимо развивать связную речь.
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, со стоящее из ряда логически связанных предложений.
Задачи, направленные на формирование речевого развития, можно решать через интеграцию их в данные направления: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое.
Ни одна образовательная область не может существовать без словесного взаимодействия педагога и воспитанников. В любой области педагогического процесса, чтобы чему-нибудь научиться и что-то узнать, необходимо общаться детям и педагогу, как невербальными средствами, так и вербальными.
В нашем детском саду функционируют группы для детей с нарушением зрения. Особенностями речевого развития дошкольников с нарушением зрения выступают: своеобразие развития чувственно-моторного компонента речи; недостаточная выразительность речи; бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов; трудности чувственного отражения, малая познавательная активность к окружающей действительности осложняют развитие познавательной функции речи – расширение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях; речи ребенка с нарушением зрения присуща компенсаторная функция, требующая целенаправленного развития.
В области речевого развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка;
приобщения детей к культуре чтения художественной литературы; обеспечения развития ребенком с нарушением зрения компенсаторно-адаптивных механизмов, способности к осмысленности чувственного отражения действительности.
Использование художественных произведений для развития связной речи детей, умения составлять связный рассказ по прочитанному произведению; обогащение словарного запаса, знакомство с окружающим миром через речевое общение у детей начинается с детских книжек. Ребёнок с нарушением зрения испытывает некоторые трудности при общении с книгой, особенно с той, которая на своих страницах размещает коррекционно-развивающий материал. Задача взрослого научить ребёнка пользоваться предложенным материалом, тем самым приближая его к целостному восприятию мира, как основе обучения.
В нашем детском саду есть книги, предоставленные фондом «Иллюстрированные книжки», разработанные учителем-дефектологом Мёдовой Н.А., сотрудниками Культурно-образовательного центра для детей с ограниченными возможностями ТОУНБ им. А.С. Пушкина Ревиной Т.В. и Ершовой М.В.
Мы используем пособия, как для организованной образовательной деятельности, так и для индивидуальной работы с детьми. В книгах применены специальные технологии, позволяющие облегчить восприятие иллюстраций детьми с нарушением зрения: высокий контур, дающий возможность читать рисунки пальцами, объемные конструкции, подвижные игровые элементы, многоуровневые аппликации, тактильные вставки различной фактуры.
В каждую книгу вложена иллюстрированная брошюра с текстом рассказа или сказки. В комплект развивающих книг также входят карточки с занимательными заданиями: лабиринт, загадки и другие задания, развивающие смекалку, логическое мышление, воображение, познавательные и речевые способности и помогающие интегрировать речевое развитие во все образовательные области.
Основными функциями книг данной серии являются: познавательная, воспитательная, коррекционно-развивающая, информационная, коммуникативная. Создание проблемных ситуаций на страницах книг дает возможность ребенку самостоятельно искать решения и делать выводы. Занятия по книгам помогают корригировать нарушения речевой, познавательной и коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения.
Так, книга Р. Л. Стивенсена «Маленькая страна» имеет особое строение. Раскрыв ее, ребёнок видит объёмное изображение с двигающимися элементами, которые непременно привлекут внимание детей и позволят максимально использовать образовательные возможности издания. С помощью этой книги можно провести полноценное интегрированное занятие, где мы используем речевое развитие во всех образовательных областях: познавательное развитие – обобщаем представления о многообразии насекомых, закрепляем знания о внешнем строении, умения классифицировать их;
художественно-эстетическое развитие – развиваем умение создавать объемные образы насекомого, используя разнообразный материал, музыкальное сопровождение, голосовая зарядка;
социально-коммуникативное развитие – прививаем интерес и любовь к книге – главному источнику знания; физическое развитие – пальчиковая гимнастика «Насекомые», а также мы выполняем коррекционные задачи: развиваем тактильно-двигательное восприятие, тонкую и мелкую моторику рук, сенсорные эталоны, упражняем в ориентировке в пространстве, поддерживаем речевую активность.
В работе с детьми мы стараемся использовать интеграционные возможности книг, такие как сопровождение рассматривания (анализ, сравнение, обобщение) и наблюдения (обогащение словаря, побуждение объяснить наблюдаемое). Привлечение детей к участию в различных предметных действиях (манипуляции с предметами, ощупывание объёмных и разных по текстуре предметов и т.д.) побуждает его через речь к действию с ними, название предметов, признаков предметов, которые можно ощутить, развивают понимание речи.
Таким образом, образовательная область «Речевое развитие» очень тесно взаимодействует со всеми образовательными областями и содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей решается интегрировано.
Список литературы:
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
- Болотова, И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста /И.О. Болотова. — 2016. — №7.6. — С. 35-38.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб: Детство – Пресс, 2002.- 238с.