Сиденко Ольга Леонидовна
Шеметова Юлия Леонидовна
воспитатели
МБДОУ детский сад № 156
Материал педагога участвует во Всероссийском, постоянно действующем конкурсе профессионального мастерства педагогов ДОУ «Лучший методический материал педагога ДОУ по ФГОС»
Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий [18].
Характерная особенность игры – ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:
- Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач,
- Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.
Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.
Отличительные признаки развертывания игры – быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.
Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.
А. И. Захаров разработал методику игровой терапии, которая является частью целого комплекса различных воздействий на ребенка, включающего и семейную психотерапию.
Игровая психотерапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую [18].
Игротерапия – основной психотерапевтический метод работы с детьми от 2 до 12 лет. При помощи рисования, ролевой игры, ребенок может выразить те страхи, эмоциональные состояния и психические травмы о которых не может рассказать [17].
Психолог или воспитатель используя игровые ситуации, может определить причину проблемы и пути ее решения. Также игротерапию используют при неразвитости общения, низкой успеваемости в школе, в случаях острой ревности между детьми. При помощи игротерапии, как утверждают специалисты, можно корректировать агрессию и гиперактивность.
Такие хорошо знакомые с детства игры как прятки, жмурки, догонялки, оказывается, помогают детям избавляться от внутренних страхов. А также позволяют снять эмоциональное напряжение.
Одной из самых полезных игр считается игра с песком. Положительный эффект песочницы до конца не изучен. Но ясно одно – пересыпание этого природного материала успокаивает нервную систему, лепка фигурок из песка развивает мелкую моторику рук и способствует развитию речи, развивает фантазию.
Самой доступной в игровой терапии и самой показательной считается игра в куклы. Наблюдая за игрой в дочки-матери, можно узнать об эмоциональном мире малыша. «Мама» с «папой» дружно пьют чай и вместе ходят гулять – ситуация в семье благополучная; куклы устраивают драки или ребенок отворачивает их от себя – малыша тревожит обстановка в доме. Благоустраивая свой кукольный домик, ребенок высказывает подсознательно все свои страхи и комплексы. Специалисту нужно только внимательно наблюдать за процессом игры.
По мнению С.Л. Рубенштейн игра является «наилучшей практикой развития» для всех детей независимо от их физического и умственного развития.