Герасимова Марина Васильевна
старший воспитатель МБДОУ
«Стригуновский детский сад
общеразвивающего вида»
ПОСТОЯННО действующий Всероссийский заочный профессиональный практико-ориентированный конкурс для педагогов ДОУ «Методическая мозаика»
Номинация – «Методическая разработка»
Цель: формировать познавательный интерес дошкольников совместными усилиями ДОУ и семьи как необходимое условие успешного обучения в школе.
Задачи:
- – повышать родительскую компетентность в вопросах формирования познавательного интереса у детей, знакомить с эффективными формами, методами и приемами развития последнего;
- – информировать родителей о потенциале познавательных игр для формирования готовности ребенка к школе;
- – организовывать совместную творческую деятельность детей и родителей.
Форма: совместное мероприятие для родителей и детей – познавательное путешествие.
Предварительная работа: изготовление образцов; расчет количества необходимых материалов для работы; оформление памяток для родителей; распространение объявлений и индивидуальных приглашений.
Оборудование (из расчета на представителей одной семьи): плоскостные детали парусника, изображение острова, кукла Папуас, музыкальное сопровождение (звуки моря), листы с изображениями геометрических фигур (по количеству детей), ларец или сундучок, таблички из картона с пластилином для закрепления изображения буквы, изображение жирафа, рисунок для игры «что это за предмет», мисочки и раздаточный материал (камешки, веточки, ниточки, крупа),фотоаппарат.
Организационный момент.
Встреча родителей и детей, определение рабочих мест, представление ведущих встречи.
Педагог. Приветствуем заботливых родителей и их замечательных детей! Уважаемые родители, сегодня мы посвятим нашу встречу развитию познавательного интереса детей с помощью игр, которые можно организовывать дома, на природе, в транспорте и т.д.
Игра-конструирование (проводит педагог-психолог)
Педагог. Ребята, приглашаю вас в соседнюю комнату. Там мы приготовим сюрприз для наших родителей.
Ребята, как вы думаете, что это такое? (парусник)
Педагог. Давайте построим корабль для нашего путешествия. Какого цвета паруса? Сколько их на паруснике? (ответы детей)
Дети отвечают. Далее собирают парусник пробуя варианты и закрепляют корабль на магнитной доске.
Мини-лекция (Проводит воспитатель)
Воспитатель.
Наши ребята еще дошколята, но скоро они пойдут в школу. И от того как пройдет дошкольное детство во многом зависит как адаптируются и как успешны в школе они будут. Практика показывает, что наименее успешны интеллектуально пассивные дети, с низкой познавательной активностью. Они склонны к активной поисковой деятельности.
Задачу развития познавательной активности творческого подхода к познанию и деятельности можно с полным основанием назвать важной в подготовке к школе.
Познавательный интерес – основа учебной деятельности:
– способствует формированию глубоких и прочных знаний;
– развивает и повышает качество мыслительной деятельности;
– создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
Уважаемые родители, какими способами вы развиваете познавательный интерес ребенка, поделитесь опытом. (выслушивают мнение родителей)
В дополнении к этому можно использовать:
– познавательную литературу, видеофильмы;
– прием «Моделирование» – постройка макетов, составление планов, карт;
– «Наблюдение и эксперимент» – наблюдение за живой и неживой природой, социальными явлениями;
– «Ситуация познавательного спора» – взрослый играет роль неосведомленного или намеренно делает ошибку;
– «А как ты думаешь?» – не давать прямой ответ на вопрос, побуждать высказывать свои догадки, узнавать информацию разными способами(из книг спросить у другого человека).
По окончании мини-лекции дети приглашаются к родителям за столы,
Парусник выносится в изостудию.
Педагог. Уважаемые родители, ребята предлагают нам морское путешествие. А теперь послушайте стихотворение и догадайтесь, куда мы поплывем.
Игра «Небылицы» (проводит воспитатель)
На веселых на зеленых
Горизонтских островах,
По свидетельству ученых,
Ходят все на головах!
Говорят, что там живет
Трехголовый кашалот,
Сам играет на рояле,
Сам танцует, сам поет!
По горам на самокате
Ездят там бычки в томате!
А один веселый кот
Даже водит вертолет!
Там растут на вербе груши,
Шоколад и мармелад,
А по морю как по суше,
Скачут зайцы, говорят!
Дети взрослых учат в школах,
Вот такие, в двух словах
Чудеса на тех веселых
Горизонтских островах.
Понравилось ли вам стихотворение? Какие небылицы вы запомнили? (высказываются дети и родители)
Игра « Полезные вещи» (проводит педагог-психолог)
Педагог. Ребята, а вы хотите побывать на таких Горизонтских островах?
Дети отвечают.
Прежде чем вместе отправится в путешествие, соберем необходимые вещи. На листиках бумаги нарисованы геометрические фигуры, давайте превратим их в полезные вещи.
Дети, работая карандашами, «превращают» фигуру в какой-либо предмет (самостоятельно или с помощью родителей).
Данная игра развивает пространственное мышление, фантазию, моторные навыки. Ее можно использовать в ситуациях, когда ребенка необходимо занять (очередь в поликлинике, пробка в дороге). На листке можно нарисовать несколько геометрических фигур, попросить ребенка превратить их предметы и придумать рассказ, сказку.
Картинки кладутся в сундук, при этом дети называют получившийся предмет и рассказывают, для чего и как можно его использовать.
Минутка отдыха
Итак, отправляемся в путешествие. Слышите шум моря, ветра?
(звучит музыка. Детям предлагают выйти в круг и под музыку моря изобразить движение волн, руками, телом).
Информация для родителей.
Для поддержания познавательного интереса к развивающим заданиям необходимо каждые 15-20 мин. делать перерывы, подвижные минутки.
Игра «Хорошо-плохо» (проводит воспитатель)
Дети садятся на свои места
Воспитатель.
Чтобы не скучать в плавании, предлагаем поиграть в игру «Хорошо-плохо». Скажите, ребята почему ветер-это плохо?
Дети.
Уносит шарики, зонты, можно простудиться и заболеть; губит деревья, разрушает дома.
Воспитатель.
А как думают взрослые? ( ответы родителей)
Почему ветер –это хорошо?
Дети.
Разгоняет тучи, надувает паруса, создает прохладу в зной, разносит семена…
Молодцы, как вы много знаете.
Игра «Да-нет» (проводит воспитатель)
Воспитатель.
У Папуасика на острове есть любимое животное, вам нужно отгадать его название.Задавайте нашему новому другу умные вопросы, внимательно слушайте вопросы друг друга. Например: «Это животное хищное?», «Это животное питается листьями с деревьев?» Папуасик сможет вам отвечать «да» или «нет».
Информация для родителей.
Игра развивает связную речь, умение анализировать и обобщать полученную информацию. Эту игру можно предложить ребенку в любой свободный момент. Загадать предмет в машине, на кухне и т.д
Игра «Что это за предмет» (проводит педагог-психолог)
Педагог.
Ребята, Папуасик на песке нарисовал загадочный знак (показывает).
Как вы думаете, на какой предмет похож этот знак?
Информация для родителей.
Игра развивает воображение, творчество, пространственное мышление, расширяет кругозор.
Практическая работа (проводит учитель-логопед)
Учитель-логопед.
Давайте поможем Папуасику изучить русский язык и познакомим его с каким-нибудь звуком и буквой нашего алфавита. Пусть это будут звук «у» и буква «У» (обращает внимание на положение органов артикуляционного аппарата «кинестетическое восприятие).)
Произносим звук с разной интонацией, громкостью, пропеваем звук на мелодии детских песен. Рассматриваем букву, соотносим с какими-либо образами, выделяем изучаемую букву из ряда других букв. Изображаем букву с помощью пантомимы (телом); «Прописываем» буквы в воздухе рукой, носиком, ногой (кинестетическое восприятие).
Какое замечательное слово начинается со звука «у»?
Информация для родителей.
Уважаемые родители, мы продемонстрировали, как можно излагать познавательный материал с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие и запоминание детей. Такой подход поможет поддержать познавательную активность ребенка в течение довольно продолжительного времени.
Во время практической работы включается музыкальное сопровождение – звуки живой природы.
Ребята, покажите Папуасику букву, теперь он стал знать больше.
Подведение итога.
Педагог.
Наши дети сегодня думали (анализировали, сравнивали, обобщали, доказывали); удивлялись (радовались успехам и достижениям, новизне); были внимательными (настойчивыми , проявляли волю), фантазировали (предвосхищали события, создавали новые образы).
Значит, наша встреча была для ребят познавательной!
Ребятам на память о нашей встрече предлагаем взять домой свои поделки, а родителям – памятки «Познавательные игры».