Играем и учим звуки со сказочным персонажем Речевичком

К 5—6-ти годам уровень фонематического восприятия дошкольника позволяет четко произносить все звуки в словах. Но, даже если ребенок выговаривает все звуки, часто можно слышать, как он смешивает свистящие и шипящие, произнося, например, «шолныско» вместо «солнышко», «Шаша», а не «Саша» или «шуска» вместо «сушка». Часто это вызывает улыбку родителей, но на самом деле свидетельствует о проблеме недостаточности фонематического восприятия. Без решения данной проблемы подобные ошибки в устной речи впоследствии скажутся на письме.

Авторы издательства «Творческий Центр Сфера» Елена Азова и Ольга Чернова, имеющие большой опыт практической логопедической работы с детьми с различными речевыми нарушениями, создали серию домашних логопедических тетрадей. В ней представлены яркие пособия, посвященные закреплению конкретных звуков. Это тетради «Учим звуки [л], [л’]», «Учим звуки [р], [р’]», «Учим звуки [ш], [ж]» и другие.

Если ребенок смешивает свистящие звуки, то специалисты нашего издательства рекомендуют обратить внимание на красочную тетрадь «Учим звуки [с]—[ш], [з]—[ж], [с]—[ч], [ч]—[ц], [щ]—[с’]». Она поможет логопеду спланировать коррекционную работу, а родителям — провести увлекательные домашние занятия с ребенком. С первых страниц тетради сказочные герои вводят ребенка в мир звуков. Здесь нет взрослого, который просит ребенка что-то выполнить. Все задания предлагаются ребенку не от лица логопеда, педагога или родителей, а сказочным персонажем — Речевичком. Ребенок словно отправляется в увлекательное путешествие с героями — Иришкой, Щенком и их друзьями, а взрослый лишь направляет на этот путь.

В каждой домашней логопедической тетради, кроме привычного и необходимого проговаривания изолированного звука, слогов и слов, подобраны эффективные упражнения, которые можно разделить на несколько групп:

  • грамматические игры с мячом («Один — много», «Большой — маленький»);
  • лексико-грамматические игры («Найди маму», «Вкусная еда», «Отвечай-ка», «В зоопарке», «Профессии» и др.);
  • игры, способствующие развитию фонематического восприятия и совершенствованию слогового анализа слов («Назови картинки», «Слушай взрослого», «Превращай-ка», «Раздели слова на слоги», «Поиграем со словами» и др.);
  • работа с предложениями осуществляется в заданиях «Придумай предложения», «Петепутанные вагончики», «Занимательная фотография» и др.

Тексты и стихотворения в тетрадях подбирались и придумывались максимально интересными для ребенка и без использования конфликтных звуков.

В тетрадях представлена также настольно-дидактическая игра «Звуковая дорожка», играя в которую ребенок будет закреплять звук в привычной для него ведущей деятельности — игре. Предложенный комплекс игр и игровых заданий направлен на поэтапную автоматизацию звука в речи ребенка. Эксперты подчеркивают, что игры не помогают ставить звуки, они помогают их закреплять.

Рекламное сообщение     

Важно отметить, что большое внимание в тетрадях уделяется развитию способностей у детей составлять предложения и пересказывать, а также совершенствованию грамматической стороны речи.

Для эффективной работы по тетрадям авторы рекомендуют родителям

  1. Не пытайтесь ставить звук самостоятельно, доверьтесь логопеду-профессионалу. Вы сами можете не услышать нюансов произношения и закрепить в речи ребенка неправильный звук. К автоматизации звука по нашим тетрадям можно приступать после постановки звука логопедом.
  2. На начальном этапе автоматизации звука необходимо четко и даже немного утрированно произносить звук в словах и предложениях. Не надо бояться этого. Такой звук позволит ребенку лучше контролировать себя. Постепенно звук затихнет сам, и ребенок перейдет к нормальному произношению.
  3. При работе с домашней логопедической тетрадью необходимо соблюдать порядок заданий, представленный в тетради. Перескакивать на предложения или стихотворения, если ребенок не освоил проговаривание звука в словах, нецелесообразно.
  4. Не стремитесь выполнить все задания в тетради за несколько дней. Несколько заданий в день — этого достаточно. Для эффективной работы по автоматизации звука в речи задания нужно периодически повторять: стихотворения учить и поговаривать вслух, тексты пересказывать.
  5. Заниматься с ребенком желательно ежедневно не менее 10—15 мин.

Пособия из серии «Домашняя логопедическая тетрадь» максимально направлены на развитие у ребенка интереса, а значит на повышение эффективности работы по автоматизации звуков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь