Материал опубликован во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», март — 2021
Васильева Юлия Юрьевна
Мясникова Ольга Петровна
воспитатели
ГБДОУ детский сад № 49 Колпинского района
г. Санкт-Петербурга
ХОЛОДНОЕ ЛАКОМСТВО
конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, с использованием игровых технологий
Цель: создать условия для расширения представлений у старших дошкольников о производстве мороженого.
Задачи:
Обучающие:
- Способствовать уточнению и расширению представлений у старших дошкольников о видах мороженого, его составе; о способах его приготовления и хранения.
- Создать условия для знакомства с профессией главный технолог, мороженщик.
Развивающие:
- Содействовать развитию вариативного мышления, воображения, произвольного внимания.
- Способствовать развитию связной и грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста.
- Способствовать формированию у детей звуковой культуры речи (дифференциация в произношении звуков Ш, З)
- Создать условия для общения и взаимодействия взрослых и детей;
- Совершенствовать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- Вызвать эмоциональный отклик, доставить радость от взаимодействия ребенка и взрослого.
- Создать условия для совершенствования умения работать в команде.
Предварительная работа:
Материал:
- Макеты мороженого разных видов
- клеенки, шапочки, фартуки, одноразовые перчатки, ложки, блюдца, 2 подноса, стаканчики по количеству детей, ножницы, 2 миксера.
Продукты: сливки 33%, сгущённое молоко, какао, шоколад темный, присыпка «Звездочки», сироп брусничный.
Данная непосредственно образовательная деятельность является итоговым мероприятием краткосрочного проекта «Холодное лакомство». В рамках которого была проведена следующая работа:
- Беседы: «История возникновения мороженого», «Мороженое – польза или вред», «Продукты, из которых изготавливают мороженое», «Какое разное мороженое», «Правила употребления мороженого»
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков по теме
- Сюжетно-ролевые игры: «В кафе» «Поварята», «Супермаркет»
- Дидактические игры: «Холодные шарики», «Заполни стаканчик», «Помоги пингвинчику съесть мороженое», «Холодные лабиринты», «Собери картинку», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Правда-неправда» и т.д.
- Просмотр презентации «Вкусное лакомство детей- мороженое»; просмотр мультфильма по теме «Котенок Муся» серия «Мороженое»
- Чтение художественной литературы: М. Зощенко «Галоши и мороженое», С. Маршак «Кому мороженое», Г-Х. Андерсен «Снежная королева»; отгадывание загадок; составление сказки «Как молочко отправилось в путешествие»
- Разыгрывание небольших сюжетов по прочитанным произведениям
- Создание иллюстраций к придуманной сказке; аппликация «Какое разное мороженое»; разукрашивание раскрасок по теме.
- Различные физкультминутки и подвижные игры
В НОД использованы методические приемы: показ, рассматривание, использование наглядности, объяснение педагога, беседа, индивидуальная работа, анализ.
Для проведения НОД используется групповое помещение.
Ход НОД:
- Мотивационный этап
(Дети вместе с воспитателем сидят по кругу на ковре)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех в хорошем настроении и предлагаю поделиться им друг с другом.
Проводится игра-приветствие «Комплимент» (дети по очереди говорят соседу справа комплимент)
- Деятельностный этап
Воспитатель: Молодцы, а сейчас я хочу загадать вам загадку. По ее отгадке вы сразу поймете, о чем мы сегодня будем разговаривать.
Для больших и малышей
Не найти десерт вкусней.
Вкусный, сладкий, ледяной
Освежает в летний зной.
Белый снег напоминает
И во рту буквально тает.
Дети: Мороженое
Воспитатель: Молодцы, вы все правильно отгадали. Речь сегодня пойдет о мороженом. И я предлагаю Вам отправиться на фабрику мороженого, где вы сами сможете приготовить это вкусное лакомство. Но, прежде чем мы туда попадем, давайте вспомним какое мороженое бывает.
Проводится игра «Какой, какая, какое?»
(Например, мороженое из сливок (какое?) – сливочное, с добавлением шоколада — шоколадное, с добавлением брусники — брусничное и т.д.)
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с моим заданием. Что-то после этой вкусной игры мне захотелось попробовать такого мороженого. А вам?
Ответы детей:
Воспитатель: Я предлагаю вам отправится на фабрику мороженного. Но, чтобы нас пустили, нам нужно одеть спецодежду и помыть руки. (Дети моют руки, одевают колпаки и фартуки, перчатки).
(Дети подходят к двум столам, на которых приготовлены миксеры, продукты. Около столов их встречает главный технолог производства (воспитатель)).
Гл. технолог: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на нашем производстве. Я главный технолог на фабрике. Я разрабатываю рецепты самого любимого лакомства детей и взрослых. Хотите я поделюсь с вами секретами приготовления вкусного мороженого?
Дети: Да!
Гл. технолог: Тогда я предлагаю вам побыть мороженщиками. Люди этой профессии готовят мороженое в соответствие с рецептами, взбивают смесь в специальных емкостях, заливают в формы, а потом замораживают. Вы готовы поработать мороженщиками?
Дети: Да!
Гл. технолог: На нашей фабрике есть два цеха: в первом производят сливочное мороженое, а во втором – шоколадное. Я предлагаю вам поделится на две бригады.
(Дети берут цветной кружок со стола и определяются, работниками какого цеха они являются).
Гл. технолог: Мастера каждого цеха подойдите ко мне и получите рецепт приготовления вашего мороженого.
(Дети каждой группы знакомятся с алгоритмом приготовления мороженого и вслух озвучивают его этапы приготовления).
Дети из цеха 1: Берем сливки, перекладываем их в стакан миксера, добавляем сгущенное молоко и взбиваем. Раскладываем по стаканчикам.
Гл. технолог: Молодцы. Работники из цеха 2, чем отличается ваш рецепт?
Дети из цеха 2: Берем сливки, перекладываем их в стакан миксера, добавляем сгущенное молоко, шоколад и немного какао, и взбиваем. Раскладываем по стаканчикам.
Гл. технолог: Правильно! Давайте не забудем, что у нас на столах есть электроприбор – миксер. Вы знаете, как правильно и безопасно его использовать?
(Дети с помощью воспитателя озвучивают ТБ по использованию миксера)
Воспитатель: Молодцы, а перед работой необходимо немного размяться.
Проводится физкультминутка «Электроприборы» под музыку из мультфильма «Фиксики»:
Гл. технолог: Молодцы, теперь я вижу, что вы готовы к работе!
(Дети из цеха 1 и Дети из цеха 2 при помощи воспитателей приготавливают по алгоритму мороженое).
Гл. технолог: Молодцы, вы отлично потрудились! Но мне кажется, что это еще не мороженое. Чего ему не хватает?
Ответы детей:
Гл. технолог: Правильно, нам нужно, чтобы мороженое замерзло. Как это сделать?
Ответы детей:
Гл. технолог: Молодцы, наше мороженое мы поставим в морозильную камеру на некоторое время для того, чтобы оно замерзло. На этом наша работа заканчивается.
Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим главного технолога за помощь в приготовлении нашего холодного лакомства.
(Дети благодарят главного технолога и покидают фабрику мороженого, вместе с воспитателем садятся по кругу на ковре).
III. Рефлексивный этап
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру.
Проводится игра «Теплый-холодный»
(Воспитатель называет слова. Если слово «теплое», то дети раскрывают руки и «шипят» (произносят звук «Ш»). Если слово «холодное» – хлопают в ладоши и произносят звук «З». Примеры слов: снег, батарея, мамин суп, Северный полюс, мама, лёд, солнце, холодильник, варежка, зима, чай, мороженое).
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте поделимся своими впечатлениями и вспомним, где мы сегодня были.
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, а что мы там делали?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы, а давайте вспомним из каких продуктов делают мороженое?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы, а давайте вспомним с какими профессиями вы познакомились?
Ответы детей:
Воспитатель: Чем занимается главный технолог? Что делает на фабрике мороженщик?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы, хотели бы вы еще что-нибудь приготовить и что?
Ответы детей:
Воспитатель: Когда мороженое замерзнет, мы обязательно его попробуем!
(Через несколько часов дети проводят дегустацию мороженого после заморозки)