Гендерная социализация дошкольников в процессе работы с родителями

0
1821

Болданова Нэля Алексеевна, воспитатель МДОУ детский сад № 33 «Снежанка»

Гендерное воспитание – актуальная тема современности. Гендерный аспект предполагает, что различия в восприятии и поведения мужчин и женщин определены не только их физическими особенностями, сколько воспитанием и распределением в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского начал.

Изучив исследования педагогов современности, таких как Т.П. Хризман, Т.Н. Доронова, И.П., Шелухина, я убедилась, что нельзя воспитывать сыновей и дочерей одинаково. Не зря ученые называют мужчин и женщин как два разных, противоположных мира.

Работая с детьми, я выяснила: у девочек лучше развита тактильная чувствительность, и чувствительность к запахам, лучшие показатели в равновесии, гибкости, более развита мелкая моторика. Девочек интересует человек и окружающая среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода. Они любят играть в куклы, проявлять заботу.

У мальчиков часто случаются задержки умственного развития, но они быстрее бегают, дальше прыгают с места. Их интересует средство передвижения: самолеты, поезда, машины. Мальчики любят конструировать, путешествовать, изобретать; видеть фактическую сторону дела. Значит, мальчики и девочки развиваются, думают, учатся, играют по – разному.

В своей работе я использовала инновационные программы по гендерному воспитанию, такие, как И.П. Шелухина «Дифференцированный подход к воспитанию старших дошкольников», «Аспекты по гендерному воспитанию детей в условиях детского сада» программа Т.Н. Доронова. «Диагностика по определению уровня полоролевого развития детей» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, «Наблюдение за поведением ребенка» Е.Э. Татаринцева.

Актуальность работы заключается в осведомленности родителей о необходимости воспитания у детей гендерной социализации для жизни в современном мире. На практике, я, воспитатель, сталкивалась с проблемой недостаточной просвещенностью родителей, их никто не обучает в этой области, поэтому знаний у них недостаточно.

материалы в печатный сборник 

Исходя из этого, свое исследование по гендерной социализации посвятила работе с родителями, так как, именно в семье формируется представление о роли мужчины и женщины в современном мире.

Целью работы являлось накопление практического опыта у родителей и вовлечение их в образовательный процесс.

Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:

  1. Формирование у родителей понимание сущности и значение целенаправленного воспитания детей, осознание важности дошкольного детства для развития личности.
  2. Расширение конкретных педагогических знаний у родителей по формированию гендерной социализации у дошкольников.
  3. Развитие заинтересованности взрослых проблемами гендерной социализации дошкольников.

Реализацию поставленных задач осуществляли поэтапно:

Iэтап: Аналитико-диагностический.

В работе использовала анкетирование и беседы с родителями о педагогической компетентности в области гендерной социализации дошкольников и выяснила, что родители имеют смутное представление о том, чем отличается воспитание девочек от воспитания мальчиков. 80% родителей считают, что воспитывать мальчиков и девочек нужно одинаково. И только 10% родителей владеют информацией о гендерной социализации дошкольников.

II этап: практический.

На втором этапе определила два направления в своей деятельности:

  • – педагогическое просвещение родителей в области гендерной социализации.
  • – вовлечение родителей в образовательный процесс с целью накопления, обогащения опыта в воспитании девочек и мальчиков.

В процессе анкетирования определила группы родителей по степени подготовленности педагогической компетентности.

Беседы проводила по два-три человека. Тема бесед: – «Мамина помощница»; «Похож ли сын на вас», в которых сообщали о том, что от их взаимоотношений в семье зависит психологический климат у девочек и мальчиков в будущем.

Особую трудность в общении вызывали те родители, которые категорично утверждали, что нет разницы в воспитании девочек и мальчиков. Я составила план работы с родителями по этому направлению.

Был изготовлен информационный стенд, в который помещались консультации на тему: «Особенности мальчиков, особенности девочек» – в нем рассказывали родителям об анатомо-физиологических различий между девочками и мальчиками, как они ведут себя в окружающей среде.

В консультации «Наши мальчики» знакомили родителей с чертами характера, как их надо исправлять и направлять в нужное русло, чтобы недостатки мальчиков не превратились в процессе воспитания в достоинство мужчины. Советовали, какую надо работу здесь проводить.

В консультации «Одинаково ли надо воспитывать сыновей и дочерей»рассказывали о том, что воспитывать их необходимо по-разному, с учетом половой принадлежности.

В консультации «Гигиена мальчиков, гигиена девочек» – сообщали о необходимости проведение водных процедур утром и вечером, об опрятном внешнем виде в течение дня, мытье рук не только во время еды, но и по мере загрязнения. Отзывы родителей о таких беседах были положительными.

Проводила с родителями тестирование на тему: «Мальчик и девочка», которое показало, что сейчас сложнее и с девочками, и с мальчиками, половая принадлежность ребенка не влияет на характер, все дело в воспитании семьи и влияние окружающей среды на воспитание ребенка с раннего детства.

Рекомендовала родителям дидактические и подвижные игры для девочек и мальчиков, такие, как:

  • – подвижные игры для мальчиков (бравые солдаты, водители, кто больше отожмется, петушиный бой и др.)
  • – подвижные игры для девочек (кто быстрее, прыгалки (через натянутые резиновые шнуры), мотальщицы, гимнастки и др.)
  • – дидактические игры (Одень мальчика, Одень девочку, Кому что нужно).

Их помещали в родительский уголок, под рубрикой «Поиграй-ка».

В папку-передвижку помещала статьи по ознакомлению с русским фольклором о воспитании под названием «Народная педагогика». В нем предлагались пословицы, поговорки о воспитании, народные изречения. Такие как: «При солнышке тепло, при матери добро». Помещала для родителей высказывания детей о родителях на тему: «Какими видят дети своих родителей». Дети хотели, чтобы их родители были умными, добрыми, справедливыми, честными, физически развитыми, были друзьями для детей, с которыми могли бы говорить обо всем на свете.

Памятки меняла один раз в две недели, родители постоянно обращали на них внимание, задавали вопросы.

Убедительным примером гендерного воспитания было посвящено родительское собрание на тему: «Мальчики и девочки – два разных мира» – на нем обсуждались вопросы воспитания девочек и мальчиков, родители делились опытом семейного воспитания.

Для родителей оформили фото-газету, посвященную жизни группы «Моя семья», «Ходим в садик каждый день, очень весело живем». Особое внимание уделила роли отца в воспитании детей. Ведь раньше отца рассматривали как защитника, добытчика материальных благ, воспитанием девочек и мальчиков возлагалось на плечи матери. Но жизнь показала, что без активного участия отца, нельзя из мальчика воспитать настоящего мужчину. Велика роль отца в воспитании и девочки, поэтому предлагала консультацию на тему: «Отец и дочь» – об участии отца в воспитании девочки.

Проведенный устный журнал на тему: «Методы воспитания детей» дала возможность родителям узнать необходимые умения воспитания девочек и мальчиков, на заседании задавали вопросы, приводили примеры, предлагали ситуации для анализа.

В группе прошло ток-шоу на тему: «Можно ли обойтись без наказания». В работе принимала участие специалисты: врач, психолог, сами родители. Они делились мнениями, делали анализ ситуации, слушали высказывания, в форме памятки были предложены рекомендации психолога.

Помимо просвещения, вовлекала родителей в педагогический процесс.

Провела «День открытых дверей», на котором родители посетили занятие на тему «Мужчина и женщина в семье».

Привлекла родителей к проведению спортивного праздника, посвященного к 23 февраля «Папа, мама, я – спортивная семья».

В конкурсе «А, ну-ка, мамы», посвященном 8 марта, принимали участие мамы.

В воскресный день был организован поход в детский городок, где мальчики катались с папами на машинах, а девочки с мамами на каруселях.

Выпустила с мамами фотогазету «Мой папа солдат», посвященный празднику Российской армии. С мальчиками провели конкурс рисунков на тему: «Моя мама лучшая на свете», посвященный «Дню матери». Оформили с мамами альбом на тему: «Мое генеалогическое древо», в котором поместили схемы родословных семей. С папами оформили альбом на тему: «Мое любимое блюдо», где представлены рецепты папиных блюд.

В результате проделанной работы к подготовительной к школе группе, у родителей повысилась педагогическая компетентность в гендерной педагогике.

Проведенное повторное анкетирование показало, что у 80% родителей сформировалось представление о том, как надо воспитывать мальчиков и как воспитывать девочек.

Я надеюсь, что проделанная мною работа поможет родителям в воспитании гендерной социализации детей школьного возраста.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь