Конспект музыкального занятия по восприятию музыки с детьми подготовительной к школе группы с использованием мультимедиа аппаратуры
Прокофьева Евгения Борисовна
воспитатель
МБДОУ «Городищенский детский сад
«Аленький цветочек»
Старооскольского городского округа
Задачи:
- Продолжать воспитывать интерес у старших дошкольников творчеству композиторов-классиков: И. С. Баха, В. А. Моцарта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского; современных композиторов: Р. Щедрина, Л. Беловцова.
- Развивать умение слушать вокальную и инструментальную музыку, различать звучание фортепиано, скрипки, флейты. Развивать умение передавать в движении характер музыки, так как это способствует быстрому запоминанию произведения, а значит, обогащает репертуар и творческие способности, артистизм, умение радоваться самому, когда выступаешь, и радовать других
- Чувствовать особенности звучания – спокойного, веселого, торжественного, грустного и его оттенки, учит высказываться с помощью приема «цвет-настроение», обогащает музыкальный словарь.
- Формировать умение узнавать знакомые произведения, накапливать запас любимых песен, пьес, различать песню, танец, марш, когда они объединяются (песня-танец, песня-марш, песня без слов, прелюдия –марш для слушания) умение выделить в форме произведения вступление, заключение, припев, мелодию, аккомпанемент, фразу.
- Приветствовать объединение разных видов искусства (музыки, поэзии, живописи, театра)
Атрибуты:
Мультимедийная аппаратура, магнитофон с музыкальным материалом,
Ход занятия:
Воспитатель: Какое произведение помогло нам представить игры и забавы маленьких кукол?
Дети: «Шутка» Баха.
Воспитатель: – Правильно, а какой инструмент солировал?
Дети: Флейта.
(2 слайд с изображением флейты)
Воспитатель: Молодцы, а теперь я попрошу вас превратиться в кукол и показать нам их.
2-й раз звучит «Шутка» И. С. Баха.
Воспитатель: Пьесы Карабас ставил печальные, со слезами и подзатыльниками, поэтому куклы часто грустили и плакали, и даже танцы у них были печальные.
Танец кукол (В. Моцарт «Andante») (3 слайд танцующих кукол)
Воспитатель: – Но иногда им так надоедало грустить, что они начинали озорничать, веселиться, прыгать и бегать.
Танец кукол-забияк (современная мелодия)
Воспитатель: Карабаса очень злили такие праздники.
Куклы: Карабас – Барабас!
Карабас: Жизнь моя сплошная мука! Я устал от этих кукол!
Куклы: Карабас – Барабас!
Карабас: – Снова песни здесь и пляс. Одно и тоже по 100 раз!
(4 слайд озвучивание небольшого фрагмента)
Воспитатель: Тут в ход пускалась плетка – она била очень больно, Карабас закрывал кукол в темный чулан, не давал есть и пить, куклы часто болели от холода, голода и побоев.
Звучит фраза «Болезнь куклы» П. Чайковского
Воспитатель: А теперь послушайте какая пьеса будет помогать болеть нашей кукле?
Дети: «Болезнь куклы» П. И. Чайковского.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Мелодия звучит в верхнем регистре, аккомпанемент, изображая «охи» и «вздохи» – в нижнем.
Звучит вся пьеса «Болезнь куклы» (выходит девочка, садится в кресло, изображает больную куклу);
Воспитатель: «Болезнь куклы» В. Берестова.
Тише, тише, тишина,
Кукла бедная больна,
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится –
И она поправится!
Ребята, наша кукла давно мечтала побывать в цирке – ей говорили, там очень весело, выступают разные звери, может ей интересно познакомится с нашей обезьянкой Алиской, ребята? Споем для нее веселую песню?
Исполняют песню «Обезьянка» (сл. И. Векшечонова, муз. Л. Белевцова)
(кукла оживает, веселится)
Воспитатель: Злым был Карабас и самое страшное, что он мог сделать с куклой – бросить ее в огонь. Помните? Какой ужас пережил Буратино, когда он чуть не погиб в огне? А если бы погиб? Его вспоминали бы как героя – ведь он смелый, честный и добрый! А музыка звучала бы грустная, но торжественная.
«Прелюдия до минор» Ф. Шопен (I фраза)
Воспитатель: Отрывок, из какого произведения сейчас прозвучал?
Дети: Из «Прелюдии» Шопена.
Воспитатель: – Правильно, а какая это музыка? А сила звука менялась?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, а теперь подберите цвет к этой музыке, подумайте, какой тон подойдет? Бледный или густой (ребенок, который выбрал правильно, шагает в ритме и характере музыки) «Прелюдия» звучит полностью.
Воспитатель: – Спасибо, очень выразительно передала в движении характер музыки, ее настроение. Но мы фантазировали, Буратино не погиб, приключения продолжаются, и еще не раз он огорчал Мальвину. Как вы думаете, о чем она грустила? Послушайте «Грустную песенку» В. Калинникова. (ответы детей)
Воспитатель: – Спасибо! А вы обратили внимание – пьеса называется «Песенка», а слов не было, звучало только фортепиано. Это не вокальное произведение для голоса, а инструментальное. Теперь сравним грустное настроение «Прелюдии» и «Песенки».
Дети: – Они разные.
Воспитатель: – Конечно, в «Песенке» грусть светлая, нежная, может воспоминание о чем-то приятном?
Дети предлагают свои варианты.
Воспитатель: – Но нельзя всё время грустить, однажды в город приехал цирк.
Звучит песня «Цирк». Куклы узнали, что там весело, а директор был очень добрый человек, сам и клоун, и фокусник, и дрессировщик, когда он выходил на арену цирка, звучала озорная, звонкая «Юмореска» Р. Щадрина (фортепиано).
Вот послушайте какая сейчас звучит музыка? (Звучит в записи «Юмореска», входит директор цирка) (5 слайд озвучивание небольшого фрагмента)
Директор: – Здравствуйте! Рад познакомится, у меня в цирке много артистов, они поют, пляшут, скачут на лошадках, кувыркаются, играют на музыкальных инструментах. Вы любите музыку? Я и вас могу научить играть в веселом оркестре, хотите?
Дети: – Да!
Директор: – Мы сыграем оркестровую композицию «Топай-хлопай-щелкай-цокай»
Директор: – Молодцы! Вы настоящие артисты, а сейчас для вас выступят мои веселые клоуны.
Звучит пьеса Д. Кабалевского «Клоуны»
(дети в костюмах клоунов исполняют акробатические упражнения)
Воспитатель: Какая веселая и озорная по настроению эта пьеса. Куклы подружились с артистами цирка, вместе гуляли, играли, танцевали.
Исполняется танец «Крошка моя»
Воспитатель: – Так, где же живет радость?
Дети: В цирке!
Воспитатель: Куклам так понравилось в цирке, что они решили уехать вместе с ними и никогда не возвращаться к злому Карабасу.
Звучит песня «Куда уехал цирк?»
(дети машут рукой и прощаются)