ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

0
1309

 

Курьян Татьяна Валентиновна

учитель-логопед

МБДОУ ДС № 44 «Золушка»

Старооскольского городского округа

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Оно часто связанно с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, не дает возможности становления всей речевой системы.

материалы в печатный сборник 

Речь не дается ребенку с рождения, она получает свое развитие в процессе онтогенеза и является показателем его общего развития, идя параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. В многочисленных исследованиях (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, В.К. Орфинская, К. С. Заскалова и др.) отмечается, неполноценное развитие фонематических представлений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Состояние фонематического развития детей имеет большое влияние на овладение звуковым анализом.

Проблема формирования звукового анализа у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на сегодняшний день актуальна. Уровень сформированности умений выделять последовательность звуков в слове и сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находится в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным.

В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов, структуры речевого дефекта, а также разработаны направления, содержание и методы формирования звукового анализа у дошкольников с нарушениями речи (И.Н. Ефименко, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, О.А. Токарева, Т.А. Ткаченко и др.).

Дети с речевой патологией испытывают серьезные трудности звукового анализа, которые могут выражаться в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить позицию звуков в слове, их количество и последовательность. Причинами недостатков языкового анализа и синтеза служат нарушения произносительной стороны речи, искаженное восприятие фонем и т.п.

В связи с этим, в формировании звукового анализа слова у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи решающую роль играет своевременное целенаправленное обучение с использованием соответствующей методики, опирающееся на возрастные особенности детей.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра, поэтому использование игровых приемов является наиболее эффективным построением процесса обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и формирования у них звукового анализа.

Диагностическая работа по определению уровня сформированности звукового анализа у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и ее результаты доказали необходимость в проведении формирующей работы посредством игровых упражнений.

К отбору игровых упражнений для старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи предъявлялись следующие требования:

  1. Игровые упражнения должны соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям детей, быть понятной, что позволит ребенку сосредоточится на содержание игры, решении поставленных в ней задач.
  2. Содержание игровых упражнение, количество в них дидактических задач должны соответствовать особенностям развития дошкольников, их речевым возможностям;
  3. Сюжет игровых упражнений должен способствовать созданию положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе развивающего обучения, вызывать потребность в общении, стимулировать речевую активность, способствовать развитию творческих речевых умений.
  4. Игровые упражнения должны быть оформлены в виде занимательного сюжета, иметь элементы сюрпризности, случайности, они должны быть привлекательными для детей и вызывать у них эмоциональный отклик.
  5. Ход игры должен осуществляться в доступном ребенку темпе, чтобы он имел возможность понять задание, выполнить его и в случае неверного решения осознанно исправить ошибку.

Использование игровых упражнений в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи имеет целый ряд преимуществ: обеспечивает полисенсорное, эмоциональное воздействие на ребенка; актуализирует адаптивные и компенсаторные механизмы организма; повышает уровень мотивационного компонента, познавательной и речевой деятельности ребенка. Именно игровые упражнения могут вызвать эмоционально-положительную реакцию детей, снять напряжение и наладить контакт со взрослыми и сверстниками.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь