Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также социальная адаптация — вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим большое значение отведено геокешингу.
Для интеллектуального развития ребенка в дошкольном возрасте особое значение имеют игра и первые попытки исследовательской деятельности. Геокешинг – важнейший для дошкольников вид исследовательской деятельности. Это увлекательная и приключенческая игра. Геокешинг является идеальной формой работы с детьми дошкольного возраста, которая позволяет детям преодолеть затруднения при овладении школьными навыками. Геокешинг помогает объединять игру с исследовательской деятельностью, предоставляет ребенку возможность учиться передвигаться в пространстве и развивать свои фантазии.
С помощью геокешинга ребенок становится работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым. В соответствие с данной проблемой, автор определил тему работы: «Формирование у детей дошкольного возраста умений ориентироваться в пространстве, посредством геокешинга».
Во время организации и проведения работы по формированию у детей дошкольного возраста умений ориентироваться в пространстве возникали следующие противоречия:
- Между умением ориентироваться в пространстве на целостность развития ребенка, и отсутствием программы его целенаправленного развития.
- Между социальной значимостью повышения уровня развития ориентировки в пространстве у дошкольников и низким уровнем социальной адаптации детей дошкольного возраста.
- Между использованием геокешинга и редким его использованием для развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Образовательный геокешинг – одна из современных технологий дошкольного образования. Это одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию любознательности и самостоятельности дошкольников. Задача, которую решают игроки в геокешинг – это разыскивание тайников. Габова М.А. считает, что данная технология позволяет сделать процесс обучения личностно-значимым, интересным и творческим, в какой-то мере даже азартным. Отличительной ее особенностью в группе или на участке детского сада с детьми дошкольного возраста является использование карт и схем.
Геокешинг – игра обладает развивающим потенциалом; не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацеливает на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Данное направление становится актуальным, т.к. помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Обеспечить положительную динамику любознательности, активности, самостоятельности в решении интеллектуальных задач.
Целью педагогической деятельности в данном направлении является повышения у детей дошкольного возраста уровня ориентировки в пространстве посредством геокешинга.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- Анализ состояния проблемы внедрения технологии геокешинга в дошкольном образовании: в педагогической теории и практике.
- Создание условия для повышения уровня ориентации в пространстве у детей дошкольного возраста посредствам технологии геокешинга.
- Разработка системы использования технологии геокешинга для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
- Опытным путем проверить эффективности системы использования технологии геокешинга для формирования у детей дошкольного возраста умений ориентироваться в пространстве.
- Научить дошкольников сочетать возможности геокешинга в различных видах детской деятельности.
- Повышать уровень ориентации в пространстве у детей дошкольного возраста посредствам технологии геокешинга.
- Выработать у дошкольников навыки владения технологией геокешинга.
Анализ диагностических исследований на начальном этапе показал, что у детей отсутствует высокий уровень ориентировки в пространстве. В целом дети не знают, где у листа бумаги низ, где вверх, не понимают значения выражений посередине, в центре, слева, справа, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне слева, по боковой стороне справа, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол. У детей отсутствуют навыки «чтения» плана, схемы, карты. В результате диагностических исследований, также выяснилось, что способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы, у дошкольников, в основном, находятся на низком уровне.
Для реализации познавательной деятельности детей, недостаточно обеспечивается дошкольникам свобода создания собственных карт и схем. Таким образом, перед автором опыта стала задача наметить работу на повышение уровня ориентации в пространстве детьми дошкольного возраста посредствам геокешинга.
Важным условием повышения уровня ориентировки в пространстве детьми дошкольного возраста посредствам геокешинга, стало изменение предметно-пространственной среды в группе дошкольной образовательной организации. В данном случае речь идет об обновлении «Центра познания». В него вошли различные схемы, карты, элементы Lego-конструкторов мелкие игрушки и предметы, необходимые для работы в данном направлении.
На втором этапе работы по теме опыта, проводилась апробация использования технологии геокешинга, направленной на формирование умений детей дошкольного возраста ориентироваться в пространстве. При организации и проведении деятельности в данном направлении, автор опыта опиралась на умение рассказать о своем замысле, составлять простейшие схемы, демонстрировать навыки ориентировки от предложенного объекта. Ведь умения ориентироваться в пространстве у детей средней группы начинают формироваться в тесной связи с расширением познавательной активности. В средней группе значительное место было отведено пониманию и запоминанию детьми словесных терминов и включение в организованную образовательную деятельность технологии геокешинга. На этом этапе, целью педагогического опыта было сформировать у детей дошкольного возраста познания различных возможностей технологии геокешинга.
В старшей и подготовительной к школе группе, на втором и третьем этапах, автор опыта усложняла задачи, поставленные перед детьми. Во время подготовки детей к ориентировке в пространстве решались задачи знакомства с более сложными приемами технологии геокешинга. Дети учились читать карты и создавать схемы самостоятельно. Вследствие чего, у дошкольников повысился и познавательный интерес, исследовательские способности.
При организации и проведении самостоятельной деятельности детей, автор опыта уделяла внимание индивидуальной работе с дошкольниками. Предлагались консультации для родителей с целью привлечения их к совместной деятельности с воспитателем, для использования технологии геокешинга, как средства формирования детей дошкольного возраста умений ориентироваться в пространстве.
Анализ диагностики на завершающем этапе показал, положительную динамику у детей дошкольного возраста уровня ориентировки в пространстве, посредствам геокешига.