Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности

0
1265

Гугуман Тамара Владимировна
воспитатель
МБДОУ ДС №31 «Журавлик»
Старооскольского городского округа

 

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива». В.А. Сухомлинский

Театрализованная деятельность является благоприятной средой для творческого развития способностей детей дошкольного возраста. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия окружающего мира, активное признание его создают предпосылки для формирования в этот период творческой деятельности. Центром творческого процесса является воображение, а подлинной школой воображения – театрализованная деятельность.

Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что она связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он, играя любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, обрядами и традициями; позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка, развить его творческие способности.

Для развития творческих способностей детей я поставила следующие задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
  2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
  4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  5. Познакомить детей с различными видами театра.
  6. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

В своей работе использовала следующие формы, методы и приемы: Упражнения на снятие мышечного напряжения, беседы, различные виды театра, упражнения на развитие внимания, памяти, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мимики, пластики, упражнения на развитие пантомимы и жестов, речевые игры, театрализованные игры, инсценировка и драматизация сказок, проведение спектаклей, взаимодействие с родителями. В группе организован уголок для театрализованных представлений, спектаклей. В нем отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.

Рекламное сообщение     

В уголке располагаются:

  • -различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;
  • -реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  • -атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Выбирая материал для инсценировки, отталкиваюсь от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащаю их жизненный опыт, развиваю интерес к новым знаниям, расширяю творческий потенциал.  Учу детей сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развиваю чувство партнёрства. Театрально-игровой опыт детей расширяю за счёт освоения игры-драматизации. Ребёнок постепенно переходит: от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя.

Таким образом, нужно стремиться создавать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они с удовольствием играли и постигали удивительный мир.

 

Список литературы

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии / Е.А. Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с. 3.
  2. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991.

 

*******

Этот материал был представлен на  региональной научно-практической конференции «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь