Юдина Диана Николаевна
Коновалова Елена Петровна
воспитатели
Комкова Елена Юрьевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС №10»Светлячок»
Старооскольского городского округа
Материал прислан и участвует во Всероссийской научно-практической конференции
«Современная цифровая образовательная среда в детском саду»
Детский сад является первой важной ступенью в единой непрерывной системе работы по профессиональной ориентации. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить его с различными видами труда, облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный профессиональный опыт. Знакомство с миром профессий, приобретение ребенком первоначального опыта в каких-то видах трудовой и игровой деятельности, не исключает совместного обсуждения мечты о будущей профессии.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом современных образовательных технологий.
Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Компьютер, мультимедийный проектор, ноутбук, телевизор, а также принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера перестали быть редкостью не только в дошкольной организации, но и практически в каждой семье. Компьютеры окружают маленьких детей с рождения: и дома, и в детском саду.
Существенно изменился и характер его любимой деятельности – игры. Сегодня ребенком усваивается только та информация, которая ему интересна, вызывает положительные эмоции. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Преимущество использования ЭОР в работе по ранней профориентации дошкольников заключается в следующем:
- – огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами; широкие мультимедийные возможности – динамика действий, красочные изображения, качественный звук и т.п.;
- – возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка – подбор материала в зависимости от возрастных особенностей и интересов детей, индивидуальный темп при организации индивидуальной работы;
- – интерактивность компьютерных программ – возможность взаимодействовать как с ближайшим окружением, так и на далеком расстоянии;
- – экономия временных и материальных ресурсов – педагогам уже нет необходимости тратить много времени и средств на изготовлении различной наглядности и т.п.
Это деятельность широка и многогранна, чтобы заинтересовать детей, и в то же время достаточно глубока и серьезна. И здесь нам на помощь приходят интерактивные игры с использованием компьютерных технологий, которые позволяют сделать процесс обучения интересным и ненавязчивым.
Актуальность применения интерактивных игр с использованием компьютерных технологий заключается в том, чтобы:
- – сделать учебный процесс более современным и содержательным, динамичным и ненавязчивым, привлекательным для детей;
- – обеспечить наглядность привлечением большого количества дидактического материала;
- – интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме, и сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;
- – стимулировать непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике;
- – повысить качество образования и увеличить объем получаемой информации за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.
Нами подобраны и разработаны электронные игры по типам профессий:
- – «человек-человек»,
- – «человек-природа»,
- – «человек-художественный образ»,
- – «человек-техника»,
- – «человек-знаковая система».
Они позволяют формировать или закреплять представления детей дошкольного возраста о труде взрослых и об отдельных профессиях.
Авторские профориентационные игры «Город профессий», «Назови профессию», «Что перепутано?», «Кто, чем занимается» знакомят дошкольников с многообразием мира профессий, что не только расширяет их общую осведомленность об окружающем мире, но и формирует у них определенный опыт профессиональных действий, способствует развитию ранней профессиональной ориентации.
Играя в электронные игры «Товарный поезд», «Повар», «Продуктовый магазин» профессиональное самоопределение принимается и усваивается детьми непринужденно и легко.
Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов позволит педагогам углубить знания детей о профессиях, а приобщение к труду взрослых сделать доступным и интересным.