ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ПОЭЗИИ А.С.ПУШКИНА

0
684

Катерешина Татьяна Александровна
Рощупкина Ирина Викторовна
воспитатели
Федорова Елена Николаевна
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС № 27 «Березка»

Материал принимает участие во Всероссийских педагогических чтениях «Поэзия и сказки А.С. Пушкина как средство духовно-нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ПОЭЗИИ А.С.ПУШКИНА

секция – 1. Поэзия А. Пушкина как средство нравственного и эстетического воспитания детей

Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию дошкольников является Александр Сергеевич Пушкин. Он никогда не считал себя детским поэтом, не писал специально для детей, даже его «Сказки», написанные в последние годы жизни, не были адресованы детям. Но дети их полюбили, слушают и читают с громадным удовольствием.

Знакомство дошкольников с лучшими произведениями русской культуры, начинается с раннего детства. Особое место в русской литературе занимают произведения Александра Сергеевича Пушкина. Кто из нас не помнит эти строки: «У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом…?» Если мы прочитаем их детям дошкольникам и спросим, кто автор, то обязательно в группе найдутся дети, которые ответят правильно. Поэзия А. С. Пушкина является средством нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Его стихотворения знакомят детей с народным творчеством, историей и традициями народа; способствуют формированию нравственных эталонов — трудолюбия, доброты, смелости; формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности; обогащают знания об окружающей природе и жизни. Стихотворения Пушкина позволяют: расширить кругозор детей; улучшить речь и пополнить словарный запас; научиться искренне сопереживать всем живым творениям.

Основное содержание поэзии поэта – красота: красота мысли, красота чувства, красота жизни. Известно высказывание Л.Н. Толстого: «У Пушкина чувство красоты развито до высшей степени, как ни у кого». Его лирика бесконечно многообразна: она и философская, и любовная, и гражданственная, и пейзажная. В круг чтения дошкольников входит в основном пейзажная лирика, то есть стихи о природе. В них отражены все четыре времени года: зима, весна, лето, осень. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его поэзии всегда находит отклик в душе ребенка. Анализ примерного перечня литературных произведений ФОП ДО показывает, что знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина начинается со второй младшей группы – «Свет наш, солнышко!..», «Ветер, ветер! Ты могуч!..» (из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»), в средней группе – “Месяц, месяц…” (из “Сказки о мертвой царевне…”), “У лукоморья…” (из вступления к поэме “Руслан и Людмила”), “Уж небо осенью дышало…” (из романа “Евгений Онегин”),  в старшей группе –  “У лукоморья дуб зеленый….” (отрывок из поэмы “Руслан и Людмила”), “Ель растет перед дворцом…” (отрывок из “Сказки о царе Салтане…”; и завершается в подготовительной к школе группе – “Зимний вечер”, “Унылая пора! Очей очарованье!..” (“Осень”), “Зимнее утро”. Такие стихотворения, как «Зимний вечер», «Зимнее утро», пейзажные зарисовки из романа «Евгений Онегин», доступные восприятию детей, развивают нравственную и эстетическую восприимчивость маленьких читателей и слушателей. Благодаря его лирике  дети узнают прелесть природы средней полосы России. Поэт учит их чувствовать своеобразное очарование унылой осенней поры; вглядываться в голубые небеса и великолепные снежные ковры зимы, любить ясную улыбку весны. Пушкин дает реалистическое и в то же время глубоко поэтическое представление о родной природе. Так, осень показана в привычных, ясных, легко узнаваемых приметах: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день…». Поэт выбирает немногочисленные, но самые существенные ее признаки: «Ложился на поля туман., Гусей крикливых караван Тянулся к югу…». Большое значение в пейзажной лирике Пушкина имеют цветовые эпитеты:   « голубыми небесами», «прозрачный лес», «иней зеленеет» («Зимнее утро»). Картины зимы, нарисованные поэтом, развивают детскую фантазию. Она изображена волшебницей и веселой проказницей: «…И рады мы Проказам матушки-зимы…». У Пушкина зима радует и взрослых и детей: «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь… Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив…» («Евгений Онегин»). Даются яркие, лаконичные бытовые зарисовки. Описание природы тесно связано с крестьянским бытом, оживлено поступками и действиями людей. Поэт изображает природу жизненно, правдиво, в многообразных и конкретных ее признаках, свойствах, явлениях. Поэзия Пушкина обогащает знания детей об окружающей природе и жизни: «…Там на неведомых дорожках, Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках, Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны, На брег песчаный и пустой…». Прививают интерес к русскому слову и чувство прекрасного: «…Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный, Свои мне сказки говорил». Способствуют формированию нравственных эталонов. Прежде всего, трудолюбия, доброты, смелости и т.д. так же формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности. Знакомит с народным творчеством, историей и традициями русского народа.

материалы в печатный сборник 

Воспитательное значение поэзии Пушкина огромно. Идут годы, а пушкинские строки бегут, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту,  учат любить жизнь – любить друзей, свой народ и родную Землю. При чтении произведений поэта у детей развиваются такие качества, как эмоциональность, мышление, воображение, фантазия. При изучении поэзии  этого великого писателя развивается эстетическое и воспитательное значение формирования личности малышей. Произведения Александра Сергеевича позволяют ребятам очень тонко чувствовать родной язык, расширять знания о своем народе, их быте.  Поэзия А.С. Пушкина обладает своеобразной магической силой. Она легко проникают в самую глубь души, это связано с тем, что она написаны языком, который понятен ребенку.

Список литературы.

  1. Ашиков, В.П. Дошкольное воспитание в новом веке // Дошкольное воспитание. 2000. №1.
  2. Жесткова Е.А., Малышева О.К. Устаревшая лексика сказок А.С. Пушкина в системе лексической работы в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2015.
  3. Жесткова Е.А., Клычева А.С. Нравственно – патриотическое развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 1-1 – С. 126–130.
  4. 4.Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь