Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом

0
1399

Полтавцева Валентина Николаевна
Косарева Людмила Владимировна
воспитатели
Жупикова Людмила Ивановна
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Старооскольского городского округа

 

      Детский аутизм — это нарушение психического развития, при котором ребёнок живёт в своём, особом мире, не желает контактировать с людьми, его раздражают громкие звуки, музыка, он часто демонстрирует неадекватное поведение: громко кричит, бьётся в истерике, кусает себя и окружающих, чем приводит в недоумение несведущих людей. При этом семья не имеет к синдрому никакого отношения. С момента рождения такие малыши не проявляют эмоций, общаясь с родственниками. Понять и войти во внутренний мир такого ребенка сложно. Аутичные дети – тревожны, не чувствуют окружающих, отводят взгляд и всё, что не вписывается в их понимание мира, пугает их. Чтобы помочь таким малышам, нужна информированность общества о проблемах раннего детского аутизма (РДА) [3, с.48].

      В нашем дошкольном учреждении две группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, которые посещают воспитанники, в том числе и с синдромом раннего детского аутизма. В детском саду создаются условия для оказания комплексной, профессиональной помощи таким детям. Детей сопровождает коллектив специалистов: воспитатели, учитель – логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Необходимо отметить, что центром поддержки является семья. Для установления эмоционального контакта с ребёнком после его прихода в ДОУ, нужно понять, почему это не произошло естественным образом в раннем детстве.

      Опыт показывает, что аутичные дети хотят общаться, но проблема состоит в том, что в психическом отношении они очень ранимы и совершенно не умеют устанавливать контакты, чаще выступая в роли наблюдателя. Очень назойливое, громкое, телесное общение может стать для них отрицательным фактором, и человек вообще, а особенно, чересчур активный в общении, может вызвать у них отрицательные эмоции. Нет возможности оказать помощь ребенку, если его родственники смирились и заняли сострадательную позицию. Очень важно проживать маленькую жизнь, постоянно развиваясь и продвигаясь вперёд вместе со своим малышом. Важно понять, что коррекция поведения «особенного» ребенка – это не лечебное развивающее обучение, а постепенное понимание вместе с ним каждодневной жизни, подталкивание его к взаимодействию с окружающими, помощь в освоении определённых моментов жизни, где эта активность может быть реализована. Специалисты могут проинформировать, поддержать, подсказать, но положительного результата можно добиться только в тесном взаимодействии с родственниками [1, с.68].

      Комплексное сопровождение детей с синдромом РДА относится к числу наиболее сложных видов оказания педагогической помощи. Эта работа требует большого терпения от родителей и педагогов

      Перед педагогами встаёт много трудностей: во-первых, нахождение общего языка, сотрудничество с «особенным» ребёнком. Обычно он становится замкнутым и никак не реагирует на окружающих людей.

Рекламное сообщение     

      Сначала необходимо обращать внимание на манипуляции с игрушками, предметами, которые интересны ребенку, на повторяющиеся действия, произносимые слова. Для начала нужно просто побыть рядом, чтобы приучить его к своему присутствию, затем осторожно попытаться включиться в его игру: подать какую-либо деталь, ласково заговорить с ним на его языке. Цель таких действий – дать ребенку понять, что взрослому интересна его игра, и он, не нарушая правил, может быть даже полезен. Стереотипная, порой бестолковая игра аутичного ребенка в начале коррекционной работы становится платформой для налаживания контактов с ним, потому что для него – это комфортная ситуация. Мы постепенно используем эти игрушки, предметы для последующего поощрения, игр и занятий с воспитанником. В результате ребёнок начинает доверять взрослому и выполнять все его требования, но это происходит не сразу.

       Из-за нежелания родителей сотрудничать с педагогами, невозможно полноценно выявить способности и возможности ребёнка. Каждый педагог, занимаясь с ребёнком, добивается от него выполнения конкретных действий и старается не позволять ему получить то, что он хочет, пока не выполнено требование взрослого. В случае необходимости, педагоги, конечно же, стараются помочь ребенку выполнить требование, используя при этом подсказки, мотивации, игровые моменты. Например, при обучении навыка здороваться, педагог замечает, что самостоятельно ребёнок не сможет сделать это, тогда нужно спокойно подойти к ребенку, взять его за руку, подвести к Марии Ивановне, и попросить поздороваться, или сказать: «Привет!». Таким образом, вероятность того, что ребенок избежит этого требования, уменьшается. На первых порах, педагоги стараются давать ребёнку простейшие инструкции, которые он в состоянии выполнить самостоятельно или с небольшой помощью, при этом необходимо хвалить и поощрять усилия ребенка. Чем чаще ребенок получает поощрение после того, как правильно выполнил просьбу или инструкцию, и за хорошее поведение, тем быстрее он научится следовать правилам наилучшего пути получить то, что он хочет – сотрудничества [2, с.112].

     Почти все дети приходят в детский сад из дома и у них абсолютно не сформированы культурно – гигиенические навыки, как правило, родители сами выполняли всё за детей, потому что это быстрее и проще. Кроме того, у многих аутичных детей вызывает страх шум воды, гул труб. Педагогам приходится приложить немало усилий, чтобы ребёнок начал самостоятельно мыть руки. В данном случае педагоги предлагают инструкции, используя визуальную поддержку: пиктограммы в умывальной комнате, где демонстрируется весь процесс мытья рук.

     Для того, чтобы научить ребёнка самостоятельно одеваться, пользоваться мелкими деталями одежды необходимо развивать мелкую моторику, сначала выполняя упражнения отдельно от одежды – нанизывать бусины, собирать горох, фасоль, выполнять пальчиковую гимнастику и т.д. Затем нужно научить застегивать молнию, пуговицы на подготовленном материале, например, в форме игры собирать куклу Катю на прогулку, застегивая ей кофту. После того, как ребёнок будет самостоятельно справляться с молнией и пуговицами отдельно от одежды, можно перейти к обучению уже на собственной одежде. За каждой целевой реакцией и инициативой следует поощрение.

     Терпение и постоянство – вот самые важные компоненты в обучении и воспитании аутичного ребёнка.

     Правильно организованная работа всех участников коррекционно-образовательного процесса поможет развитию социально – коммуникативных навыков детей, повысит уровень мотивации, снизит негативные эмоционально – личностные проявления, а в итоге будет способствовать социальной и психологической адаптации детей и их интеграции в общество.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь