Красикова Ольга Ивановна
Воробьёва Евгения Ивановна
музыкальные руководители
МБДОУ детский сад № 53 г. Белгород
НОМИНАЦИЯ – Сказка (театральная постановка)
НАЗВАНИЕ – «Докучные сказки»
Материал принимает участие во Всероссийской Акции «По тропинкам народных традиций» в рамках Региональной научно-практической конференции «Культура и традиции народов России в образовании детей дошкольного возраста»
Мы представляем авторский сценарий, в который вплетены докучные сказки – произведения русского народного творчества, которым отведено особое место в национальном фольклоре. Докучная сказка — это жанр устного народного творчества, название которого произошло от слова «докука», что значит надоедливая просьба. Есть версия, что докучные сказки плели сказочники, которым надоедали просьбами рассказать еще одну сказочку. И они завершали свои сказания весёлыми отговорками.
Сценарий театральной постановки «Докучные сказки»
Звучит весёлая русская народная музыка. Выходят дети в русских костюмах. Садятся.
– Кто не любит русской сказки? Кто же с нею незнаком?
Хорошо присесть с друзьями и послушать вечерком:
Про гусей про лебедей, а ещё Хаврошечку,
– Про царевича Ивана,
– Про Снегурку-крошечку,
– Всем знакомый теремок,
– Рукавичку,
– Колобок.
– И, конечно, репку, что засела крепко.
– Сказки про Лису и Зайца, и про их избушки…
– Про Алёнушку и братца, про Ягу-старушку…
– А про волка и козлят!?
– Про Медведя с Машей!
– Так не будет и конца перекличке нашей!
– А ещё средь русских сказок сказки есть докучные…
Весёлые, озорные, и совсем не скучные!
– «Докучать»… какое слово! По-другому как сказать?
Поясни-ка всем скорее, что же значит «докучать»?
– «Докучать» – надоедать, допекать, цепляться,
И к кому-то приставать, шутливо издеваться.
Звучит музыкальный рефрен. Двое детей становятся рядышком.
1-Рассказать ли тебе докучную сказочку?
2-Расскажи.
1-Ты говоришь: «Расскажи». Я говорю: «Расскажи». Рассказать ли тебе докучную сказочку?
2-Не надо!
1- Ты говоришь: «Не надо». Я говорю: «Не надо». Рассказать ли тебе докучную сказочку?
Один ребенок берёт большой барабан и колотушку.
– Если будете сильно приставать, буду вам напоминать (ударяет 1 раз)
Звучит музыка + звуки деревни, в том числе мычание коровы. Выходят дети с куклами би-ба-бо: дед, баба, гусёнок.
– Жил дед Иван, носил красивый кафтан .
– А его бабка Лукерья с гуся щипала перья.
– Общипала перья с гуся, вот и сказка вся!
– В начале сказки корова мычала. Рассказать сказку с начала?
Повторяют ещё раз.
Ребёнок ударяет в барабан.
Звучит музыкальный рефрен.
Дети берут шумовые инструменты.
Встал медведь на колоду. Бултых в воду! (трещотки 1 удар)
Уж он мок-мок-мок, (трещотки перебором)
Уж он кис-кис-кис… (трещотки перебором)
Вымок,
Выкис,
Вылез,
Высох…(рубель 4 раза)
Встал медведь на колоду. Снова бултых в воду! (трещотка 1 удар)
Повторяют ещё раз.
Ребёнок ударяет в барабан.
Звучит музыкальный рефрен.
Следующую сказку рассказывает один ребёнок, в руках – плоская фигурка совы. Перебегает с ней от одного ребёнка к другому, становится сзади: сова как бы садится на берёзу – на плечо.
– Летела сова – весёлая голова.
Вот она летела, летела, на берёзку села.
Хвостиком повертела, по сторонам поглядела.
Песенку спела и опять полетела.
Вот она летела, летела, на берёзку села.
Хвостиком повертела, по сторонам поглядела.
Песенку спела и опять полетела.
Сказывать ли дальше?
Ребёнок ударяет в барабан.
Звучит музыкальный рефрен.
Выходят трое детей. В руках у каждого цветной колокольчик (до-ми-соль)
- Плавал и плавал у плотины карась… Сказка моя уже началась. (до)
- Плавал и плавал карась у плотины.. .Сказка рассказана до половины. (ми)
- Поймал бы я вам за хвост карася… Да жаль, что сказка рассказана вся! (соль)
(трезвучие)
Ребёнок ударяет в барабан.
Звучит музыкальный рефрен.
Следующую сказку рассказывает один ребёнок, выходит, надев себе на голову корону.
Жил-был царь. У царя был двор.
На дворе был кол, на колу – мочало.
Не сказать ли сказочку с начала?
Все дети кричат: «Нет, не надо!», а ребёнок ударяет в барабан.
Звучит музыкальный рефрен.
– А давайте самую последнюю про себя расскажем.
Да уже и на прощание-то всем помашем!
Встают все в ряд.
– Жили 12 ребят?
– Жили.
– В детский сад они ходили?
– Ходили.
– Перед зрителями пришли выступать?
– Пришли.
– Может, с начала вам рассказать?
– О чём?
– Ни о чём, а о ком.
– О ком?
– Жили 12 ребят?
– Жили.
– В детский сад они ходили?
– Ходили.
– Перед зрителями пришли выступать?
– Пришли.
– Может, с начала вам рассказать?
– О чём?
– Ни о чём, а о ком.
– О ком?
– Жили 12 ребят…
Дети хватаются за голову («Хватит!»)
В заключение звучит частушка:
Мы вам сказки рассказали милые, докучные!
Нам похлопайте в ладоши! Не сидите скучные!