Детское экспериментирование как метод умственного воспитания дошкольников

0
5941

Волкова Светлана Владимировна
Запасник Елена Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 27 «Берёзка

 

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте. Главной проблемой работы педагогов дошкольного образования является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению. Проблема развития дошкольника, подготовки его к школе, сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательной активности у дошкольников. Анализ литературы по данной проблеме показал, что категория «активность» интересовала еще древних философов Аристотеля, Сократа, Спинозу, Эпикура и др.

Сократ считал, что абсолютное знание невозможно вложить в душу ребенка в готовом виде. Невозможна не только передача готового знания, но и передача отношения к нему, этических норм и понятий о нравственности и добродетели. Эти чувства можно развивать из тех зародышей, что имеются в душе ребенка. Причем развивать их должен сам ребенок, а взрослый лишь помогает ему в этом процессе.

Аристотель доказывал, что надо учить ребенка рассматривать и исследовать окружающий мир, связывать между собой на основе ассоциаций сходное в окружающих предметах и, обобщая собственный опыт, формулировать понятия [1,54].

Спиноза дает свое определение свободы как познанной необходимости, открывая новую страницу в психологических исследованиях пределов регуляции и формирования волевой активности человека [3,16].

В.С. Ильин считает, что в основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент. По мнению Т.И. Шамовой, познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности.

Рекламное сообщение     

Познавательная активность выступает как предпосылка и результат психофизического развития ребенка. Развитие психики при этом рассматривается как реализация внутренних и внешних структур, определяющих характеристики познавательной активности ребенка. Источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется, как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Познавательная активность является природным проявлением интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют:

  • внимание и особенная заинтересованность;
  • эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.);
  • действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий, паузы);
  • постоянное притяжение к этому объекту.

Итак, познавательное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, развитие психических процессов (восприятие, воображение, память, мышление), овладение речью. Все эти звенья взаимосвязаны: развитие психических процессов, овладение речью, формирование познавательных интересов осуществляется при усвоении детьми знаний, приобретаемых в различной деятельности в дошкольный период детства. В умственном развитии детей старшего дошкольного возраста важную роль играют все психические процессы. Умственная деятельность неразрывно связана с развитием внимания. На протяжении дошкольного детства внимание развивается от непроизвольного, незначительного по объему к устойчивому, сосредоточенному.

Важно отметить, что в дошкольном возрасте предпосылками для развития познавательной активности детей являются: развивающиеся возможности мышления ребенка, развитие познавательных интересов дошкольников, формирование продуктивной и творческой деятельности, взаимодействие детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром.

Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, которое направлено на познание ребенком окружающего мира.

Фундаментальный факт заключается именно в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Процесс познания – творческий процесс, необычайно важный в личностном становлении ребенка – дошкольника. Экспериментирование побуждает творческую и познавательную активность детей, стимулирует воображение ребенка, включает его в творческую деятельность. Экспериментирование позволяет насытить атмосферу группы детского сада разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии. Кроме того, экспериментирование – это естественная, закономерная форма познания ребенком окружающего мира, соответствующая его возрасту. Экспериментированием пронизана сама жизнь ребенка – дошкольника. Соприкасаясь с окружающим миром, он ежеминутно, ежечасно исследует, экспериментирует и в итоге – познает.

Развитие познавательной и творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования стало очень актуальным. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, начиная со средней группы, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести не только новые знания о том или ином предмете, но и развить у него навыки взаимодействия с объектом, познание его свойств, связей и т.п. Деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности ребенка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. В отечественной науке экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребенка.

Для усвоения некоторых признаков и свойств предметов очень эффективны поисковые действия ребенка, направленные на определенный результат. Благодаря этому у ребенка развивается наглядно-действенное мышление. Поисковые действия, стимулируемые педагогом в процессе обучения, направлены на познавательный результат, в этом их особая педагогическая ценность.

Творческий коллектив под руководством Н.Н. Поддъякова осуществляет разработку теоретических основ метода детского экспериментирования. На основе их исследований можно сформулировать следующие основные положения [5, 47].

  1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития старших дошкольников.
  2. В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).
  3. Детское экспериментирование является основой любого процесса детского творчества.
  4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
  5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Важным в использовании метода экспериментирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста является то, что в процессе эксперимента:

  • дошкольник приобретает реальные знания об изучаемом объекте, о его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой;
  • у ребенка обогащается память, мыслительные процессы активизируются вследствие того, что необходимо постоянно анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
  • у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы, исходя из увиденного;
  • происходит обогащение умственных умений (приемов и операций);
  • формируется самостоятельность ребенка, умение ставить перед собой не сложные цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
  • также развивается эмоциональная сфера старшего дошкольника, его творческие способности, происходит приобщение детей к труду, повышается уровень двигательной активности, укрепляется здоровье [16].

Дети старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование. У них формируется ряд навыков данной деятельности: видеть проблему и выделять ее, постановка и принятие цели деятельности, решение проблемных ситуаций, умение проанализировать объект или явление, способность выделять признаки взаимосвязи, сравнение различных свойств, способность делать предположения, выбор средств и материалов для работы, проводить опыты, делать умозаключения и выводы.

Систематическая работа, направленная на развитие детской экспериментальной деятельности, способствует приобретению данных навыков у детей. У ребенка старшего дошкольного возраста познавательная активность определяется оптимальностью отношений к деятельности, активностью усвоения разных способов положительного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на использование в практике повседневной жизни.

В процессе экспериментирования главным в познавательной активности ребенка являются разногласия между знаниями, умениями и навыками, которые были усвоены в процессе достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, возникающими в результате постановке цели эксперимента и ее достижения.

Дети старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование. У них формируется ряд навыков данной деятельности: видеть проблему и выделять ее, постановка и принятие цели деятельности, решение проблемных ситуаций, умение проанализировать объект или явление, способность выделять признаки взаимосвязи, сравнение различных свойств, способность делать предположения, выбор средств и материалов для работы, проводить опыты, делать умозаключения и выводы.

Систематическая работа, направленная на развитие детской экспериментальной деятельности, способствует приобретению данных навыков у детей. При правильном построении деятельности у детей старшего дошкольного возраста формируется способность задавать вопросы, и дети пытаются сами найти на них ответы.

Инициатива проведения опыта находится в руках дошкольников. Дети обращаются к педагогу с просьбами и предложениями по проведению эксперимента. Воспитатель занимает роль более опытного друга и советчика. Он не должен навязывать детям свое мнение, ребенок должен попробовать разные варианты и сам попросить помощь воспитателя, но воспитатель на просьбу о помощи должен побудить детей мыслить самостоятельно и с помощью наводящих вопросов направить детей в нужное русло.

Детскую экспериментальную деятельность нужно рассматривать, как успешный пусть по знакомству детей с окружающим их миром и эффективный способ в развитии интеллектуальных процессов. Опыты дают возможность объединения всех видом деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по проведению эксперимента распределяется между педагогом и воспитанниками. Необходимо соблюдать правила безопасности по проведению опытов. Все незнакомые детям действия осваиваются в такой последовательности:

  • действие показывает воспитатель;
  • затем кто-то из детей повторяет, возможность повтора отдается тому ребенку, который заведомо выполнит действие неверно, это поможет сконцентрировать внимание на ошибке;
  • воспитатель может осознанно совершить ошибку, благодаря чему дети могут обратить внимание на эту ошибку, вероятность совершения которой велика со стороны детей;
  • ребенок, который не допустит ошибку, повторяет действие;
  • для возможности контроля работы каждого ребенка, действие осуществляется вместе и медленно [5, 19].

Когда детям действие стало знакомо, они совершают его в обычном темпе. Выбор объекта должен соответствовать целям и задачам эксперимента. Кроме того, можно отметить, что детский эксперимент имеет развивающий потенциал. Достоинством экспериментирования является способность детям дать реальные знания об изучаемых объектах. Опыт это средство для развития мыслительных процессов детей.

В процессе деятельности у детей старшего дошкольного возраста происходит обогащение памяти, возникает потребность в совершении операций анализа, сравнения и обобщения и д. т. Так же оно положительно влияет на эмоции детей, на развитие творческих способностей. В процессе детского эксперимента дети удовлетворяют свою любознательность, могут почувствовать себя маленькими учеными, исследователями и первооткрывателями.

В ходе деятельности дети учатся анализировать, выделять свойства предметов, находить сходства и различия предметов, выдвигать предположения, делать выводы и отражать их в речи при ответах на вопросы: Что мы делали? Что получилось? Почему? По окончании образовательной деятельности обсуждается с детьми, что нового они узнали, закрепляется пройденный материал.

Дети проявляют желание экспериментировать дома, им дается домашнее задание, пронаблюдать за определенной ситуацией совместно с родителями. После чего вместе со всеми детьми обсуждаются их наблюдения в группе.

Таким образом, теоретический и практический анализ работы показал, что целенаправленное систематическое применение опытов и экспериментов, позволяет детям на основе собственных наблюдений, практических действий. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер — вызывают интерес к исследованию, формируют мыслительные операции, стимулируют любознательность, развивают познавательную активность.

Дополнительный материал:

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОПЫТАМ

 

Список литературы:

  1. Крашенинников, Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников: для работы с детьми 4-7-и лет: [Текст] / Е.Е. Крашенинников, О. Л. Холодова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 75 с.
  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации [Текст] / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2015. — 64с.
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова- тельная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  4. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию [Текст] / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2014. — № 4. — С. 29–34.
  5. Поддьяков, Н. Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников [Текст] /А. Н. Поддьяков. — М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 2014. — С. 59

Участие – очное

Секция 1. «Методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

 

 

[mailerlite_form form_id=2]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь