«День самоуправления, шаг в профессию»

0
1166

Татьяна Ивановна Джиоева
музыкальный руководитель
Наталья Львовна Высоцкая
логопед
Тамила Павловна Цховребова
воспитатель
 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» ДЕТСКИЙ САД № 85 г. ВЛАДИКАВКАЗА

Материал размещен в очередном номере журнала “Мир дошколят”, который выйдет 25 апреля.

ПРОЕКТ
«День самоуправления, шаг в профессию»
(презентация по итогам проекта)

Наш детский сад долгое время наблюдал за организацией и работой инновационных площадок города Владикавказа. ПОЧЕМУ? Нам были близки разные темы инновационных проектов, но активность наших взрослых, выбор ими формы самоуправления определили маршрут инновационной площадки.

Инициатива педагогов и взрослых семей детей в проведении Дня самоуправления родителями была принята нами, но ставила перед коллективом сложные задачи. Включение родителей воспитанников в образовательный процесс – требует разносторонних компетенций всех сотрудников детского сада.

День самоуправления – не новая форма в сотрудничестве с родителями, но с каждым годом она меняет формат включения взрослых. При построении ее концепции должно рассматривать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы, достижения детей и многое другое.

Определив для себя задачу в организации и проведении Дня самоуправления, наша творческая группа познакомилась уже с имеющимся опытом. Мы увидели, что чаще всего – это игра взрослых, их пробы в принятии позиции педагога. Мы обратили внимание, что итогом образовательной ситуации день самоуправление является одобрение родителей, которые были в роли воспитателя или других педагогов.

Рекламное сообщение     

Поэтому нам было важно включить взрослых семей воспитанников в образовательный процесс, познакомить их с особенностями решения комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, из которых состоит каждая образовательная ситуация. Обратить внимание на учет возрастных особенностей организации образовательного процесса в детском саду, на индивидуальный и дифференцированный подход, что важно родителям, которые хотят видеть успехи своих детей и, конечно, показать образовательный процесс как науку, которую успешно осваивает каждый педагог, чтобы организовать качественный образовательный процесс.

Но еще нам важно было поддержать инициативу родителей, которые активно предложили свое участие в проекте и показать им, что организовать детскую деятельность, а также осуществлять уход и присмотр за детьми – это непростая задача, хотя они считают, что это уж не так сложно!

Первый шаг – День открытых дверей, он был нетрадиционным. Его необычность заключалась в том, что в каждой группе были составлены интерактивные игры, задания, проблемные ситуации и провокации для родителей, в которых они вынуждены были включаться в детскую деятельность, не наблюдать и восхищаться своим ребенком, а быть активным участником разных мероприятий. Например, занятие по математике. Дети выполняют практическую работу, и мы предлагаем родителям сделать ее вместе с ребенком, при условии, что родитель не выполняет за ребенка, а помогает ему. Или на прогулке предложили родителям вспомнить свою детскую любимую игру, рассказать своему ребенку и вместе с ним провести ее со всеми ребятами группы. Надо сказать, что взрослым было непросто справиться с заданиями. Помогали и включались педагоги. После Дня открытых дверей, многие родители выразили свою благодарность педагогам за поддержку их перед детьми и умение педагога профессионально управлять образовательной ситуацией

День самоуправления мы спланировали в старшей группе, где у педагога и родителей были доверительные отношения и выстроена партнерская модель взаимодействия.

Предварительная работа взрослых была большой. Инициативные родители по графику посещали группу, вместе с детьми участвовали в занятиях, играх, прогулке, утренней зарядке, приеме пищи, то есть в тех образовательных ситуациях, которые они выбрали для самоуправления.

После наблюдений, взаимодействия с детьми, мамы обсуждали в первую очередь, как педагог группы справляется с таким количеством детей, а мы обращали внимание на задачи образовательного процесса, которые решал воспитатель.

Затем распределили формы образовательного процесса между инициативными родителями. Педагоги выступили консультантами в отборе содержания, знакомстве с методическими рекомендациями, выборе наглядности, подготовке и продумывании проблемных вопросов, провокаций, способов поддержи детской инициативы. А самое главное: чему научить, с чем познакомить, что будет как развивающая задача!

Родители смело выбрали занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему «День Победы», по ознакомлению с художественной литературой «Рассказы о войне», по осетинскому языку «Суткаейы афонтае» (Части суток), по художественному творчеству на тему: «Поздравительная открытка на День Победы», а также дневная прогулка, утренняя гимнастика, проведение обеда и завтрака.

Родители, а это были в основном мамы наших воспитанников, ответственно подошли к подготовке и смогли провести День родительского самоуправления интересно, содержательно и эмоционально красиво.

Мама Глеба, Валерия Михайловна, включила для детей в утреннюю гимнастику упражнения на растяжку.   Детям было не просто, но они справились.

Надев фартук, и косынку, мама Алана вместе с дежурными оформила стол и провела завтрак, который ребята очень быстро, по сравнению с предыдущими днями, съели.  Мама Евы рассказала ребятам о  Дне Победы.

 

Мама Глеба читала ребятам рассказ  Валентины Осеевой «Отцовская  куртка».

                                                                                                                                        Мама Арсалана разговаривала с ребятами на осетинском языке, обсуждая интересные детские истории, которые проходили в разное время суток.

Мама Алана с детьми делали открытку ко Дню Победы.

После всех занятий, мамы с детьми,  отправились на прогулку.

Счастью детей не было предела.  Дети были в восторге, что с ними их мамы, да и еще и как воспитатели играют.

 После прогулки ребята остались с педагогом и высказывали мнения о том, что у мам получилось, а чему надо у воспитателей поучиться. Например, Роза сказала, что, если бы была Тамила  Павловна, она бы сделала  другую открытку, и еще бы ее подписала, хотя и настоящая ей тоже нравится.  Азамату очень понравилось, как мама Глеба читала рассказ, но он хотел бы услышать его  вечером от своей мамы.  Вера с сожалением отметила, что она тоже хочет, чтобы ее мама, как и мама Арсалана, разговаривала на осетинском языке. И вообще ребятам, чьи мамы не принимали участие в Дне самоуправления, хотели бы их пригласить. С детьми было решено, что их родители подумают и сами предложат, что они хотят провести.

А в тихий час педагоги и мамы-участники собрались на педсовет. Сначала мамы рассказывали о своих впечатлениях, затем педагоги, отмечали успехи мам и ребят и объясняли мамам достижения детей. Надо сказать, что мамы эмоционально переживали свое участие в Дне самоуправления, поэтому их отзывы в основном направлены на организацию детей, привлечение внимания, возможность не справиться с детьми. Когда мамы рассказывали о своих впечатлениях, их захлестывали эмоции восторга и удачи.

Мама Алана.

«Начиная с завтрака, я была с детками… помогала помощнику воспитателя накрыть на стол. Все так вкусно пахло и аппетитно выглядело, так по-домашнему. Проведя половину дня с детьми, я почувствовала такой заряд энергии!»

Мама Евы.

«Мне посчастливилось погрузиться в атмосферу воспитательного процесса и побыть в роли воспитателя.  Проводила занятие «Ознакомление с окружающим миром», по теме «День Победы». До сих пор нахожусь под большим впечатлением!»

Мама Арсалана.

Получила большое удовольствие от совместной работы с детьми. Дети активно принимали участия: давали ответы индивидуально и все вместе. Все остались очень довольны.

День самоуправления кардинально изменил моё восприятие работы педагогов и воспитателей. Только примерив на себя роль наставника, я смогла почувствовать всю полноту ответственности за оказанное доверие. Казалось бы, утренняя гимнастика…ничего особенного!!!Но только на первый взгляд! Когда несколько десятков пар детских глаз смотрят на тебя и воспринимают, как пример для подражания, нет права не оправдать их ожиданий и не стать эталоном на время занятий.

Однако, педагоги обратили внимание на то, как дети справились с заданиями, как мамы помогали и поддерживали ребят выполняя поставленные образовательные задачи. На занятии о Дне победы мама Глеба рассказала о жизни и подвигах своего деда, показывала фотоснимки. Под впечатлением рассказа мамы в эту беседу включился и ее сын Глеб. Видно было, что в семье хранят память о дедушке и стараются передавать подрастающему поколению, что сейчас во многих семьях забывается.

В результате, участие мам в Дне самоуправления изменило их видение детского сада как места ухода и присмотра, позволило увидеть разнообразные образовательные ситуации, в которых решаются не учебные задачи, а формируются у ребят навыки самоуправления, произвольности, коммуникации, умение у детей самостоятельно решать образовательные задачи.

Сегодня в ФОП поставлены задачи просветительской и консультационной поддержки взрослых семей воспитанников. День самоуправления – один из разносторонних ресурсов реализации задач сотрудничество ДОУ с родителями.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь