Лавренко Татьяна Александровна
воспитатель
МАДОУ № 2 «Золотая рыбка»
Забайкальский край г. Краснокаменск
МАТЕРИАЛ участвует в конкурсе –
“Всероссийский профессиональный смотр-конкурс учебно-практических и методических материалов, дидактических и методических средств обучения «МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
НОМИНАЦИЯ Экологический мост
РАЗДЕЛ Конспект НОД
НАЗВАНИЕ «Моя Родина – Забайкалье»
Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств и любви к своей Родине.
Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России;
Закреплять знания детей о названии родного края; познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям знания о богатстве Забайкальского края, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях интерес к своей родине, чувство любви и гордости за свою малую родину.
Материалы: карта Забайкальского края, иллюстрации с изображением рек, лесов, гор, различных животных, населяющих леса Забайкалья; раздаточный материал (цветные карандаши, карта края).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости!
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуйте, гости! (руки к гостям)
Здравствуй, небо (руки вверх)
Здравствуй, земля (приседают)
Здравствуйте, мои друзья (руки вперёд)
Воспитатель: Здравствуйте мои маленькие россияне!
Ребята, а почему я вас так назвала? Ответы детей!
Воспитатель. Мы живём в стране, у которой удивительное красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне!
Ребята, отгадайте загадку.
Шар земной передо мной.
Не такой уж он большой:
Я его верчу рукой….
И везучий я какой-
Сразу край нашел лесной:
Рядом с ниточкой-рекой
Точка-город мой родной.
Правильно, ребята. Это глобус.
Что такое глобус? (модель планеты земля).
– Посмотрите, какая удивительная планета Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.
Самая большая страна в мире – это наша родина – Россия!
Посмотрите, какую огромную территорию она занимает (показывает границы России на карте.
– Кто из вас может показать территорию России на карте?
Вот как много места занимает территория России. Она расположена в двух частях света: В Европе и Азии. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом- припекать солнце.
А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)
А кто скажет, что такое родина? (ответы детей). Правильно, родина– это то место где мы родились, родина как мама у каждого человека самая любимая и родная. У нас с вами есть большая и малая родина. Большая Родина – это наша страна, а малая родина – это наш город и наш край. А сегодня я принесла вам и карту нашей с вами малой родины.
Кто знает как называется наш край? (ответы детей) Почему наш край называют Забайкалье? (предположения детей)
Забайкалье — это за Байкалом,
Это там, где сопки и тайга.
Это там, где снег по перевалам,
Где зимой беснуется пурга.
Здесь нельзя в природу не влюбиться.
Нет прекрасней и суровей края.
Раз увидишь – долго будет сниться
Забайкалья красота земная.
Л.Вавилова.
Чтобы ваши знание обогатились, и чтобы вы узнали еще что-то новое я, прямо сейчас предлагаю отправиться в путешествие по нашей карте, по нашей малой Родине.
Карта может многое рассказать нам о нашей малой родине, о нашем Забайкалье. Посмотрите, что обозначают вот эти кружочки? (предположения детей). Это города, поселки и села. Посмотрите, как много их в нашем крае. Назовите, какие города и поселки вы знаете и мы попробуем их найти на карте. Давайте вместе с вами прочитаем названия еще нескольких населенных пунктов
Что же еще может рассказать карта? Что это за синие волнистые линии и голубые пятна, которых так много? (предположения детей) Это реки и озера. Назовите реки и озера, которые вы знаете, и мы их тоже найдем на карте и покажем.
Динамическая пауза: «А на улице мороз»
Сначала мы отправляемся с вами на север нашего края и что же мы видим?
Дети: Заснеженные горы, край вечной мерзлоты, даже тогда когда снега сойдут, земля останется промёрзшей (обращаем внимание на природу данной зоны).
Воспитатель: А как вы думаете, в такой холодной земле растут какие – нибудь растения? ( мхи, лишайники, карликовая берёза…)
Воспитатель: Верно ребята и всё это, и мхи и лишайники – корм для животных, которые обитают в этой местности. А вот какие животные, мы сейчас увидим.
Дети перечисляют животных живущих на севере ( Олень, песец, белая сова…)
Воспитатель: да холодновато в этих краях, отправляемся дальше.
Ребята, вы наверное даже не знали у нас в Забайкальском крае есть пустыня, называется она Чарские пески, обозначена на карте оранжевым цветом. Находится на самом севере Забайкальского края, в Каларском районе. Оно расположено посреди Чарской долины, окруженной горами. Во второй половине мая в урочище врывается настоящая весна. Пески цветут. Это, пожалуй, самый эффектный отрезок из годового цикла жизни Чарской пустыни. Из-под земли в массовом количестве пробивается сон-трава – забайкальский подснежник.
– Какой цвет еще вы видите на карте? (зеленый) А как вы думаете, куда мы с вами попали?
Дети: В лес.
Воспитатель: да правильно это лес, наш край славится своими лесами, а также богатой тайгой, которая занимает большую часть нашего края.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие деревья растут в нашей тайге?
Ответы детей: кедр, сосна, ель.
Да! В тайге можно увидеть сосновые леса, хвойные леса и смешанные леса.
Ребята, а как вы понимаете смешанные леса?
Дети: Значит там не только есть сосны, ели, но и берёза, осина.
Воспитатель: Кроме деревьев, в тайге растёт много кустарников.
Ольха, ерник
Кто из вас знает, какой кустарник является символом нашего края?
Дети: Багульник.
Воспитатель: Правильно ребята, это багульник. Посмотрите, когда он цветёт это так красиво!
Воспитатель: Тайга славится не только своей красотой, но и богатством.
Что это за богатства такие, может вы, ребята знаете?
Дети: Грибами, кедровыми орехами, ягодами.
Воспитатель: А какими ягодами? ( брусника, голубика, земляника).
Воспитатель: Вы, знаете какие звери живут в тайге?
Я вас проверю с помощью загадок:
Хозяин леса неуклюжий
Наступает всем на уши. (Медведь)
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый …
(Лось)
У кого из зверей
Хвост пушистее и длинней?
(Лиса)
И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина.
(белка)
Живут стаями в логове,
На всех зверей страх напускает.
Зубами щелкает!
Серый… (Волк).
На свинью похож он очень,
Но в щетине в шерсти точно,
Два клыка торчат из пасти,
Да к тому же он всеядный!
( кабан)
Дети: Разгадывают загадки.
Воспитатель: А далее наш путь лежит по степным просторам нашего края. На карте он отмечен, каким цветом?
Дети: жёлтым
Среди этого разнотравья, смотрите какие чудесные цветы, вы узнали какой это цветок?
Степная зона характеризуется наличием многих животных.
Воспитатель: Какие животные водятся в степи?
Дети: Здесь водятся: суслик, хомячки, полевки, тушканчики-прыгуны и забайкальский солонгой, встречаются куланы, сайгак, а также степная кошка манул, волки, лисицы, корсаки …
Воспитатель: Всё правильно ребята, и мы сейчас их с вами увидим.
Ребята мы с вами побывали на севере нашего края, в пустыне,в тайге, в степи и каждый уголок красив по своему, но к сожалению сейчас мы невидим наш край цветущим, почему?
Дети: Потому что сейчас зима, всё покрыто снежным покрывалом.
– Вот мы и рассмотрели карту нашего края. Что же она рассказала нам о нашей малой родине? (ответы детей)
– Наш Забайкальский край – очень большой. В нем много городов, поселков и сел. Природа Забайкалья очень разнообразна: много рек, озер, лесов, есть горы, степи. В Забайкальском крае добывают много полезных ископаемых: золото, уголь, медь и т.д.
Сейчас ребята я вам предлагаю отдохнуть, после трудоёмкой работы. Вставайте.
Динамическая пауза: «А на улице мороз»
Молодцы, отдохнули ребята. А теперь продолжим работать, берите стульчики и проходите на свои места.
Я вам предлагаю нарисовать природу нашего края, кому что больше понравилось, кому то горы, кому то просторные степи, а кто то может нарисует тайгу. На доске висят образцы. А затем мы с вами организуем выставку для родителей. Приступайте к работе.
Рефлексия:
Воспитатель: А сейчас посмотрите на карту нашего края, вот здесь вы видите все природные зоны, по которым мы с вами путешествовали.
Зелёный цвет – это тайга и леса, они занимают большую часть нашего Забайкальского края, желтый цвет – это степи, оранжевым цветом обозначена пустыня, всё верно.
Ребята вам понравилось наше путешествие?
Спасибо за занятие.