«Моя Родина – Забайкалье»

0
2238

Лавренко Татьяна Александровна
воспитатель
МАДОУ № 2 «Золотая рыбка»
Забайкальский край г. Краснокаменск

МАТЕРИАЛ участвует в конкурсе –
“Всероссийский профессиональный смотр-конкурс учебно-практических и методических материалов, дидактических и методических средств обучения
 «МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» 

НОМИНАЦИЯ Экологический мост
РАЗДЕЛ  Конспект НОД
НАЗВАНИЕ  «Моя Родина – Забайкалье»

 

Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств и любви к своей Родине.

Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России;

Закреплять знания детей о названии родного края; познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям знания о богатстве Забайкальского края, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях интерес к своей родине, чувство любви и гордости за свою малую родину.

материалы в печатный сборник 

Материалы: карта Забайкальского края, иллюстрации с изображением рек, лесов, гор, различных животных, населяющих леса Забайкалья; раздаточный материал (цветные карандаши, карта края).

 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости!

Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

Здравствуйте, гости! (руки к гостям)

Здравствуй, небо (руки вверх)

Здравствуй, земля (приседают)

Здравствуйте, мои друзья (руки вперёд)

Воспитатель: Здравствуйте мои маленькие россияне!

Ребята, а почему я вас так назвала?   Ответы детей!

Воспитатель. Мы живём в стране, у которой удивительное красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне!

Ребята, отгадайте загадку.

Шар земной передо мной.

Не такой уж он большой:

Я его верчу рукой….

И везучий я какой-

Сразу край нашел лесной:

Рядом с ниточкой-рекой

Точка-город мой родной.

Правильно, ребята. Это глобус.

Что такое глобус? (модель планеты земля).

– Посмотрите, какая удивительная планета Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.

Самая большая страна в мире – это наша родина – Россия!

Посмотрите, какую огромную территорию она занимает (показывает границы России на карте.

– Кто из вас может показать территорию России на карте?

Вот как много места занимает территория России. Она расположена в двух частях света: В Европе и Азии. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом- припекать солнце.

А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

А кто скажет, что такое родина? (ответы детей). Правильно, родина это то место где мы родились, родина как мама у каждого человека самая любимая и родная. У нас с вами есть большая и малая родина. Большая Родина – это наша страна, а малая родина – это наш город и наш край. А сегодня я принесла вам и карту нашей с вами малой родины.

Кто знает как называется наш край? (ответы детей) Почему наш край называют Забайкалье? (предположения детей)

Забайкалье — это за Байкалом,
Это там, где сопки и тайга.
Это там, где снег по перевалам,
Где зимой беснуется пурга.

Здесь нельзя в природу не влюбиться.
Нет прекрасней и суровей края.
Раз увидишь – долго будет сниться
Забайкалья красота земная.
Л.Вавилова.

Чтобы ваши знание обогатились, и чтобы вы узнали еще что-то новое я, прямо сейчас предлагаю отправиться в путешествие по нашей карте, по нашей малой Родине.

Карта может многое рассказать нам о нашей малой родине, о нашем Забайкалье. Посмотрите, что обозначают вот эти кружочки? (предположения детей). Это города, поселки и села. Посмотрите, как много их в нашем крае. Назовите, какие города и поселки вы знаете и мы попробуем их найти на карте. Давайте вместе с вами прочитаем названия еще нескольких населенных пунктов

Что же еще может рассказать карта? Что это за синие волнистые линии и голубые пятна, которых так много? (предположения детей) Это реки и озера. Назовите реки и озера, которые вы знаете, и мы их тоже найдем на карте и покажем.

Динамическая пауза: «А на улице мороз»

Сначала мы отправляемся с вами на север нашего края и что же мы видим?

Дети: Заснеженные горы, край вечной мерзлоты, даже тогда когда снега сойдут, земля останется  промёрзшей (обращаем внимание на природу данной зоны).

Воспитатель: А как вы думаете, в такой холодной  земле растут какие – нибудь растения? ( мхи, лишайники, карликовая берёза…)

Воспитатель: Верно ребята и всё это, и мхи и лишайники  – корм для животных, которые обитают в этой местности. А вот какие животные, мы сейчас увидим.

Дети перечисляют животных живущих на севере ( Олень, песец, белая сова…)

Воспитатель: да холодновато в этих краях, отправляемся дальше.

Ребята, вы наверное даже не знали у нас в Забайкальском крае есть пустыня, называется  она Чарские пески, обозначена на карте оранжевым  цветом. Находится на самом севере Забайкальского края, в Каларском районе. Оно расположено посреди Чарской долины, окруженной горами. Во второй половине мая в урочище врывается настоящая весна. Пески цветут. Это, пожалуй, самый эффектный отрезок из годового цикла жизни Чарской пустыни. Из-под земли в массовом количестве пробивается сон-трава – забайкальский подснежник.

– Какой цвет еще вы видите на карте? (зеленый) А как вы думаете, куда мы с вами попали?

Дети: В  лес.

Воспитатель: да правильно это лес, наш край славится своими лесами, а также богатой тайгой, которая  занимает большую часть нашего края.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие деревья растут в нашей тайге?

Ответы детей: кедр, сосна, ель.

Да! В тайге можно увидеть сосновые леса, хвойные леса и смешанные леса.

Ребята, а как вы понимаете смешанные леса?

Дети: Значит там не только есть сосны, ели, но и берёза, осина.

Воспитатель: Кроме деревьев, в тайге растёт  много кустарников.

Ольха, ерник

Кто из вас знает, какой кустарник является  символом нашего края?

Дети:  Багульник.

Воспитатель:  Правильно ребята, это багульник.  Посмотрите, когда он цветёт это так красиво!

Воспитатель: Тайга славится не только своей красотой, но и богатством.

Что это за богатства такие, может вы, ребята знаете?

Дети: Грибами, кедровыми орехами, ягодами.

Воспитатель: А какими ягодами? ( брусника, голубика, земляника).

Воспитатель:  Вы, знаете какие звери живут в тайге?

Я вас проверю с помощью загадок:

Хозяин леса неуклюжий
Наступает всем на уши. (Медведь)

Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он  хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый …
(Лось)

У кого из зверей
Хвост пушистее и длинней?
(Лиса)

И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина.
(белка)

Живут стаями в логове,
На всех зверей страх напускает.
Зубами щелкает!
Серый… (Волк).

На свинью похож он очень,

Но в щетине в шерсти точно,

Два клыка торчат из пасти,

Да к тому же он всеядный!

( кабан)

Дети: Разгадывают загадки.

Воспитатель: А далее наш путь лежит по степным просторам нашего края. На карте он отмечен, каким цветом?

Дети: жёлтым

Среди этого разнотравья, смотрите какие чудесные цветы, вы узнали какой это цветок?

Степная зона характеризуется наличием многих животных.

Воспитатель: Какие животные водятся в степи?

Дети: Здесь водятся: суслик, хомячки, полевки, тушканчики-прыгуны и забайкальский солонгой, встречаются куланы, сайгак, а также степная кошка манул, волки, лисицы, корсаки …

Воспитатель: Всё правильно ребята, и мы сейчас их с вами увидим.

Ребята мы с вами побывали на севере нашего края, в пустыне,в тайге, в степи и каждый уголок красив по своему, но к сожалению сейчас мы невидим наш край цветущим, почему?

Дети: Потому что сейчас зима, всё покрыто снежным покрывалом.

– Вот мы и рассмотрели карту нашего края. Что же она рассказала нам о нашей малой родине? (ответы детей)

– Наш Забайкальский край – очень большой. В нем много городов, поселков и сел. Природа Забайкалья очень разнообразна: много рек, озер, лесов, есть горы, степи. В Забайкальском крае добывают много полезных ископаемых: золото, уголь, медь и т.д.

Сейчас ребята я вам предлагаю отдохнуть, после трудоёмкой работы. Вставайте.

Динамическая пауза: «А на улице мороз»

Молодцы, отдохнули ребята. А теперь продолжим работать, берите стульчики и проходите на свои места.

Я вам предлагаю нарисовать природу нашего края, кому что больше понравилось, кому то горы, кому то просторные степи, а кто то может нарисует тайгу. На доске висят образцы. А затем мы с вами организуем выставку для родителей. Приступайте к работе.

Рефлексия:

Воспитатель: А сейчас посмотрите на карту нашего края, вот здесь вы видите все природные зоны, по которым мы с вами путешествовали.

Зелёный  цвет – это  тайга и леса, они занимают большую  часть нашего Забайкальского края, желтый цвет  – это  степи, оранжевым цветом обозначена  пустыня,  всё верно.

Ребята вам понравилось наше путешествие?

Спасибо за занятие.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь